или «Времена года» Ивана Бердникова
Аккуратный кирпичный домик Бердниковых найти не сложно — прямо напротив ДК в посёлке Пролетарий Новгородского района. И уже во дворе понимаешь, что здесь живут люди творческие.
Новгородскому художественному сообществу не нужно объяснять, кто такой Иван Михайлович БЕРДНИКОВ. Главный художник заводов «Пролетарий» и «Возрождение», камнерез, скульптор, мастер по зеркалам. В последние десятилетия его и знают именно как искусного зеркальщика, создающего целые произведения из дерева и отражающей поверхности.
— Последние года три-четыре в Великом Новгороде регулярно проходили мои выставки. Последняя, приуроченная к 70-летию, состоялась весной прошлого года. После нее я решил отойти от зеркальных дел. Возможно, на время, а возможно, и насовсем. Занялся тем, чему когда-то давно меня учили, — скульптурой, но не из камня, а из дерева, — говорит Иван Михайлович, демонстрируя уже готовые работы.
Автор задумал серию по временам года. С полок мастерской на гостей смотрят небольшие композиции, от которых веет весенним и летним настроением.
— А вот это Женщина-Зима, — показывает пробный вариант в пластилине собеседник. — Она озябла от наших ветров и промозглой погоды и вяжет накидку, в которой согреется.
И в доме Бердниковых сразу согреваешься — в первую очередь от уюта и работ Ивана Михайловича, органично вписанных в пространство и украшающих его. Мебель хозяевам досталась ещё дореволюционная. Отреставрированные их руками столы, комоды, шкафы исправно несут службу, оттеняя и дополняя и авторские сервизы посуды Бердникова, сделанные им в прошлом, и зеркала, и скульптуры.
— Мы были бы не прочь проводить у себя экскурсии. Для Европы обычная практика, когда в жилые дома с музейным наполнением приезжают туристы и за входную плату получают возможность осматривать интерьер, — рассуждает Марина Николаевна Бердникова. — Иногда Дом культуры приводит к нам школьников, но целыми классами, а внимание большого количества детей сложно удержать. С радостью принимали бы группы до 10 человек — подробно им рассказывали бы о фарфоре, зеркальных полотнах, работе скульптора в мастерской.
Вынашивают Бердниковы и ещё одну мысль: впоследствии передать зеркала-картины какой-нибудь галерее. Убеждены, что такая коллекция однозначно станет ещё одной изюминкой выставочного Великого Новгорода, поскольку сейчас в России по пальцам можно пересчитать мастеров, художественно обрамляющих зеркальную поверхность.