Главная задача Новгородского музея-заповедника в период пандемии — оставаться интересным и полезным для посетителей
18 мая Новгородский музей-заповедник отметит прекрасную дату — 155-летие. К сожалению, собрать гостей у юбиляра пока не получится. Впрочем, праздничные акции и флешмобы уже идут в Сети. А директор музея Наталья ГРИГОРЬЕВА рассказала «НВ», как живет музей в период пандемии и к чему готовится в будущем.
— Наталья Васильевна, музей одним из первых был вынужден закрыть двери для посетителей. Как принималось это решение?
— Мы закрылись оперативно, получив распоряжение из Минкульта России, кому напрямую подчиняемся. Там решения тоже принимались быстро. Весь наш профессиональный коллектив собрался, обсудили возможности и перспективы: мы давно работаем в сетях, на нашем сайте очень много проектов. Будем честны, часть из них, возможно, шла на втором плане, потому что основная миссия музея — живое общение. Но сейчас, когда эта пирамида встала с ног на голову, появилась необходимость внести поправки в работу. Мы решили, что несмотря на удалённость друг от друга будем работать массово. Специалисты всех филиалов и экскурсоводы готовят доклады, проводят экскурсии. Все знакомятся с микрофоном, становятся у предметов, входят в экспозицию и записывают ролики.
— Легко ли сотрудники освоились в новой роли, всё-таки это не совсем их профиль?
— Были мелкие промахи: кто-то вставал у окна, кому-то мешали посторонние звуки с улицы. Не всё получалось сразу и в совершенстве, но мы быстро научились учитывать сложности. Для нас это — момент профессионального роста.
— А как обратная связь?
— Нам задают очень много вопросов: уточняют, интересуются, когда можно будет вживую увидеть продемонстрированные экспонаты. Преподаватели стали использовать наши исторические программы в своей работе. Есть и критика. Где-то мы с ней миримся, где-то — спорим. Наша задача сегодня — не уйти из поля интереса, не потерять наших посетителей. Держаться так, чтобы о нас не забыли. И для этого у нас есть ресурс.
— Не секрет, что посещение музея предполагает покупку билета. Сейчас онлайн-экскурсии идут бесплатно. Насколько это ощутимо для вас?
— В обычное время порядка 120 миллионов рублей музей зарабатывает мероприятиями, экскурсиями, организацией событий. Сейчас такой возможности нет. Поэтому какие-то процессы в ходе работы пересмотрены уже сейчас, перемены ждут нас и в будущем. Минкульт страны уже высказался на эту тему, мы тоже озвучили свои идеи. Главное, что все эти трудности показали: у нас — замечательный, слаженный коллектив, готовый держать удар.
— Кстати, о перспективах. Лето — высокий сезон. Чего вы ждёте?
— Боюсь, что это лето мы потеряем. Впрочем, как только ситуация стабилизируется, мы готовы в полную силу взяться за дело. Даже и сейчас планов у нас громадьё — пока в онлайн: новые программы, варианты досуга и образования для школьников на время каникулярного лета. Уверена, что наши «Витославлицы» смогут представить какие-то игры и квесты на открытом воздухе, даже с учётом ограничительных мер. А в ближайшей перспективе всех нас ждёт Ночь музеев. К сожалению, в этом году она пройдёт тоже в Интернете. Но программа обещает быть насыщенной. С 22 часов ждите регулярные включения: квесты, квизы, загадки и обратная связь, конечно.