В музее деревянного зодчества близится к завершению реставрация храма XVI века
В 2017 году ценнейший, знаковый памятник Новгородчины и музея «Витославлицы» церковь Успения Богородицы из села Курицко Новгородского района — «раскатали по брёвнышку». Поскольку фрагментарная реставрация без разборки не представлялась возможной.
А теперь у нас май 2020-го...
— Вы же видите: церковь стоит! Осталось доделать кровлю на четверике, на крыльце, есть внутренние работы. Ещё немного терпения, только и всего, — парировал вопрос о сроках окончания Андрей ЛЕВЧУК, руководитель проектов «Поморской плотницкой школы».
Андрея Викторовича можно понять: он и его умельцы убеждены, что сделали всё, чтобы церковь простояла ещё долгие и долгие годы, чтобы в Великом Новгороде вспоминали архангельских плотников с благодарностью.
Срок — да, он продлевался. Как и в целом по комплексной реставрации и реконструкции «Витославлиц».
Дерево — материал особенный. Запланируешь так, а когда разберёшь памятник, что-нибудь да окажется этак. А собирать надо, чтобы и долговечность гарантировать, и по максимуму сохранить старину — те бесценные брёвнышки, которым сотни лет.
— Да, задача была именно такая, — рассказывает главный архитектор проекта Виктор ПОПОВ. — По возможности старались делать меньше замен, вставок и накладок. Внутри храма они почти незаметны.
Виктор Александрович сотрудничеством с «поморами» доволен: все рекомендации выполнялись чётко и безукоризненно. Хорошие в Архангельске плотники. Кстати, быстро подстроились под новгородский стиль. А что, есть существенные отличия?
— Не то чтобы значительные, но свои нюансы, конечно, есть. Всё-таки новгородская традиция — это новгородская традиция. В основе своей она была воспринята и на Русском Севере, в целом культура шла туда из Новгорода и через Новгород. Но со временем неизбежно возникли региональные особенности.
— По большому счёту это — не проблема, — замечает Левчук. — В плотницком ремесле есть базис, он общий, и есть настройки, а там — разница. Но это нормально, данность.
Где действительно проблема, как он считает, так это со спасением того, что ещё можно спасти. Понятно, что речь тут уже не про музеи.
Задача благородная — сохранить национальное достояние для следующих поколений. Да вот желающих учиться редкому плотницкому мастерству маловато. «Поморская школа» была бы не прочь подучить и кого-нибудь из новгородцев, но у наших земляков, видимо, есть дела поважнее. Впрочем, шанс ещё будет: у архангелогородцев есть и другой заказ — храм Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района (1531 года постройки — древнейший в «коллекции» музея). Со сдачей уже в следующем году.
Реставрация курицкой церкви завершится в ближайшие месяцы. В настоящее время в музее озабочены воссозданием её внутреннего убранства. В частности, планируется открыть выставочный комплекс в приделе Параскевы Пятницы. Начаты подготовительные работы по воссозданию иконостаса.
История у храма богатейшая. Особо почитаемая храмовая икона «Успение Богородицы» известна с XIV века, сейчас она находится в экспозиции древнерусской живописи Новгородского музея-заповедника. А икона «Чудо от иконы Знамения» из Курицко, датируемая первой половиной XV века, хранится в Третьяковской галерее.
На своём веку (веках) церковь не единожды поновлялась и даже перебиралась. В предреволюционные годы над нею и вовсе нависла угроза похуже ильменских наводнений: в Курицко хотели использовать её для возведения часовни. У села уже был каменный храм, содержать ещё и деревянный там не видели смысла («ввиду поголовной бедности крестьян»). Историкам, любителям древности стоило труда её отстоять...
* * *
Людмила ПАРШИНА, старший научный сотрудник НГОМЗ:
— Церковь Успения Богородицы, по письменным источникам, имеет две даты постройки, которые разделяет столетие. Общепризнанным считается 1595 год. Чтобы устранить вопросы, необходимо продолжить исследования. В настоящее время взяты образцы древесины. Дендрохронологический анализ должен помочь поставить точку в этом вопросе.