Творческим личностям коронавирус не помеха
Эпидемия коронавируса и связанные с ней ограничительные меры многих испытывают на прочность. Отменены массовые мероприятия, работники культуры кардинально перестраивают планы.
Выходим из онлайна
Крестецкий районный центр народного творчества только-только возобновил индивидуальные занятия для детей. Но развернуться вовсю пока не получается.
— Идей много, а воплотить не можем, — сетует руководитель Центра Татьяна ШТОП. — Пробовали проводить мастер-классы в «Зуме», но из-за отсутствия хорошего оборудования и качественного Интернета связь постоянно прерывалась. Сейчас гости и туристы активно интересуются нашими мероприятиями. Разрешили бы только работать.
Впрочем, сотрудники Центра в этот период без дела не сидели. Взяли в руки кисти и краски и обновили стены при входе: теперь на них — мультяшные изображения улиц провинциального городка. Привели в порядок одно из своих главных помещений. Продолжили бы ремонт и дальше, да спонсорские деньги закончились.
Мастерицы центра за месяц изготовили огромное количество образцов сувенирных кукол: столбушек — от сглаза, мамушек — для оберега, крупеничек — для защиты достатка. В туристический сезон они влёт уходят.
Мастерицы занялись продвижением своей продукции в социальных сетях — для расширения рынка сбыта. И, в общем-то, не прогадали: их половички из джинсы, которые два года висели в качестве украшения в Центре, не так давно приобрела бизнесвумен из Краснодарского края для своего шале.
История стана
Домотканые джинсовые коврики — это своеобразное ноу-хау крестецких ткачих. Готовы принимать заказы, только бы их обеспечили ношеной джинсовой одеждой. Новый материал для ручного ткачества не совсем подходит, прибивается с трудом.
Что касается технологии изготовления, то тут всё делается согласно бранному ткачеству. В Центре для этого используют старинный ткацкий стан. По словам Татьяны Анатольевны, ему не меньше 200 лет. Практически музейный экспонат был доставлен из глухой, заброшенной деревни Тверской области. И это — целая история, как его наладили для работы. Инструмент с характером, свои секреты раскрыл далеко не сразу.
— Стан в собранном виде мы обнаружили во время этнографической экспедиции в разрушенной избе. Самым удивительным было то, что рухнувшая крыша не повредила его. Стропила вертикально подпирали друг друга как раз там, где он находился, — рассказала Татьяна Штоп. — Но для того чтобы нести стан, а путь наш был через леса и болота, требовалось его разобрать. Тогда я даже не знала, для чего стан нам нужен, куда ставить будем.
Долго в Центре пытались привести его в рабочее состояние — и специальную литературу перелопатили, и с разными мастерами беседовали.
— Наудачу к нам в Центр пришла пожилая женщина, в Крестцы она приехала к своей подруге. Увидела стан, показала, как с ним обходиться, и научила на нём ткать, — пояснили рукодельницы. — Джинсовым материалом стали пользоваться, потому что другого не было.
Мастерицы рассчитывают, что ткачество принесёт им дополнительный доход. Однако есть вещь, которую они не продадут ни за какие деньги. Это рушник со знаменитой крестецкой строчкой — образец второй половины XIX века, когда этот промысел только зарождался. Вышивку выполнил молодой мужчина для своей невесты.
* * *
Центр народного творчества в Крестцах располагается на первом этаже купеческого дома XIX века. Сейчас Татьяна Штоп думает, где найти средства на обустройство подвала особняка. Планирует разместить там гончарную мастерскую. Крестецкие мастерицы удивили бы и в этом ремесле.
Теги: Новгородская область, Кретсцы