Мастерица Ирина Филиппова заселила валдайские леса сказочными героями
Изумрудные поля, горы, речушки и цветные домики по берегам — всё это называется Слайго, одно из красивейших графств в Ирландии. На Слайго отзывается верный ирландский сеттер валдайской мастерицы, руководителя и создателя театра песни «Менестрели» Ирины ФИЛИППОВОЙ. Так же именуется её аккаунт в соцсетях, который она создала пять лет назад, — Sligo and Company. Сейчас у него — тысячи подписчиков.
Наше, родное...
Российский Валдай и ирландский Слайго разделяют тысячи километров, но одно их роднит — сказка синих озёр и зелёных лесов, в которой живут придуманные Ириной герои. Олени и медведи, лисы и волки, снеговики и ангелы и множество других полуреальных-полуфантастических, созданных из дерева персонажей, которые ожили под тонкой пилкой электролобзика. Многие из них и есть часть валдайских лесов, потому что когда-то были суком или толстой веткой, сломавшимися от времени или порыва ветра.
Всё началось с домашнего ремонта. Знакомые дали Ирине электролобзик, чтобы обработать вагонку, которой обивали дом. Но досками дело не ограничилось. Мастерица попыталась вырезать из дерева игрушку.
— Попробовала — получилось, — вспоминает. — Потом начала вырезать предметы поменьше и посложнее. Так и пошло.
Это, конечно, никакие не «предметы». Это — живые существа, сошедшие со страниц старых детских сказок, которые и любому взрослому — чего уж там — хочется полистать… Поэтому Ирина и говорит, что большей частью создаёт декоративные игрушки: чтобы повесить их на ёлку или поставить на книжную полку. Поглядывать на них и вспоминать те времена, когда деревья были большими. Средний возраст её покупательской аудитории — 35–45 лет.
— Мне кажется, именно в этом возрасте приходишь к пониманию родины, — считает Филиппова. — Русская игрушка сейчас вообще очень востребована. Это наше, родное... Что-то такое произошло в нашем обществе. Поворот к корням, может быть.
Чёртик в голове
Не всё, конечно, получалось сразу. Поначалу к фотографиям игрушек в соцсети почти не проявляли интереса. Ирина дарила их друзьям, знакомым, родным, наблюдала за их реакцией, слушала пожелания, вносила изменения.
Сейчас игрушки раскупают в первые минуты после публикации фото и просят сделать такие же. Ирина с сожалением признаёт, что помочь таким покупателям не может — не любит повторяться. Каждая игрушка — уникальна. И вообще Филиппова не жалует работу на заказ.
— Есть у меня чёртик в голове, — призналась она. — Когда просят сделать определённым образом, я обязательно делаю по-другому.
Иначе давно бы отложила электролобзик и установила в мастерской станок с ЧПУ (числовым программным управлением). С ним всё гораздо проще. Загрузил программу в компьютер, и всё «выпилится» само. Но Ирина Филиппова считает, что машинный способ делает игрушки неживыми. Поэтому большие заказы принимать не может.
Каждый вечер обязательно старается порисовать. Хотя бы 10 минут. С рисунка всё и начинается. Хотя нет. Начинается всё в валдайском лесу, где мастерица очень любит бывать. Он уже не первый год остаётся её главным вдохновителем и помощником.
Филиппова использует разные породы дерева.
— Очень люблю осину, берёзу — у них текстура светлая. И материал — лёгкий, — поясняет она. Хотя самая лёгкая — сосна. Из неё хорошо получаются статуэтки. Если делаю ангелов, то обычно использую липу. Её вырезать очень приятно. А вот дуб — большая редкость. Мне достались от знакомых несколько брусков, берегу их как зеницу ока.
С бумаги рисунок Ирина переносит на фанеру или деревянный брусок. Затем берёт в руки лобзик и — за дело. Потом в ход идёт шлифовальная машинка, после которой нужно отшлифовать игрушку вручную. Особенно если она — детская. И, наконец, наступает очередь кистей, красок и лака. А потом можно опять отправиться в лес, чтобы там устроить вновь появившимся героям фотосессию.