В Доме ткачества «МАНиФАКТУРА» нашли современное применение традиционным узорам
Новгородские тканые половики совсем не хотят превращаться в музейные экспонаты. Убедительное доказательство тому — новая выставка в Музее художественной культуры Новгородской земли «Два директора и К°».
Да, её главные герои — ковры, но вряд ли вы узнаете их в новом обличье. Авторы экспозиции — Надежда Белоножко и Дарья Соколова, генеральный и креативный директоры Дома ткачества «МАНиФАКТУРА» — сумели показать, что вещь, имевшая самое утилитарное значение в деревенском доме, способна жить в нескольких ипостасях, а к ткачеству не стоит относиться, как к уходящей традиции. В этом им помогла целая команда волонтёров — швеи, ткачихи, экоактивисты, художники и фотографы.
Нити стали красками
В Доме ткачества Надежда Белоножко проводит мастер-классы и для взрослых, и для детей — учит работать на ткацком стане. Но это не всё. Основная задача объединения — адаптация приёмов традиционного новгородского ткачества для производства современных предметов интерьера и гардероба. В содружестве с дизайнером Дарьей Соколовой новгородка создаёт уникальные вещи, которые могут быть интересны как широкому кругу ценителей, так и собирателям коллекционного дизайна.
Началось всё с сумок-шоперов, в которых вместо трикотажной ленты, которую обычно используют для ткацкого стана, новгородки стали применять использованные полиэтиленовые пакеты, швейные обрезки, старые джинсы, решив таким способом внести свой вклад в развитие раздельного сбора отходов и их вторичную переработку.
Дальше была чистейшая авантюра. Дарья Соколова предложила ткать картины. Какие? Новгородка, большая поклонница таланта отца супрематизма Казимира Малевича, вспомнила о его крестьянской серии, созданной в 1920-е годы. Эти яркие пейзажи максимально просты, очень условны, но на них то, без чего невозможна жизнь человека — дом, земля, небо. На холстах легко читается русский, уходящий в бесконечность пейзаж.
Дарья выбрала несколько работ, составила по каждой технологическую карту, и катушки с разноцветной трикотажной лентой стали красками. Надежда Белоножко соткала на стане полотна с фоном картин. Силуэты героев решено было выполнить отдельно, тоже из ткани. Хотя на выставке они живут, и вполне самостоятельной жизнью. Фигуры с работы Малевича «Спортсмены» превратились в ростовых кукол, созданных руками швеи Веры Бойцовой. Кого в них увидят посетители экспозиции — и есть главная интрига, считает Дарья Соколова.
— Сначала человек понимает, что полотно ему нравится, а потом он начинает разбираться, почему нравится, — говорит она.
По смелому замыслу авторов экспозиции они могут стать и частью интерьера современного дома.
«Рачок» и подзорина
И, конечно, новгородки не могли пройти мимо приёмов, которыми пользовались мастерицы сотни лет назад. Ещё один раздел выставки посвящён традиционным новгородским узорам. Их можно видеть на изделиях конца XIX — начала XX веков из коллекции исследователя Елены Осиповой. Они открыли Надежде Белоножко вселенную этого старинного ремесла, возможности которого, она верит, не исчерпаны.
Другие участницы выставочного проекта — новгородские ткачихи Людмила Иванова и Галина Мергенталлер — соткали ковры, диванные подушки, использовав в них узоры новгородского ткачества, но преподнесли их в новом прочтении. К примеру, «пряник», рисунок в виде прямоугольных, квадратных фигур, расположенных в шахматном порядке, родился именно в Новгородской губернии. Как и ещё один узор — «рачок», выполнявшийся в виде ромба с множеством «лапок» по краям. А подзорина — повторяющаяся на половиках полоса из контрастных ниток — кажется, угадывается и в линиях на картинах Малевича.
— Мы хотим популяризировать ткачество через использование современных материалов, новые подходы, — рассказывает Надежда Белоножко. — Дарья выдвигает свои идеи, мы их обсуждаем, модифицируем и воплощаем в жизнь. К примеру, новгородские узоры мы масштабировали — и на сумках, и на подушках. Это — современная подача с несколько иной цветовой палитрой, но новгородский код из узора не пропал.