Четверг, 19 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Елена Кузьмина

Новая жизнь новгородского «пряника»

В Доме ткачества «МАНиФАКТУРА» нашли современное применение традиционным узорам

Новгородские тканые половики совсем не хотят превращаться в музейные экспонаты. Убедительное доказательство тому — новая выставка в Музее художественной культуры Новгородской земли «Два директора и К°».

Да, её главные герои — ковры, но вряд ли вы узнаете их в новом обличье. Авторы экспозиции — Надежда Белоножко и Дарья Соколова, генеральный и креативный директоры Дома ткачества «МАНиФАКТУРА» — сумели показать, что вещь, имевшая самое утилитарное значение в деревенском доме, способна жить в нескольких ипостасях, а к ткачеству не стоит относиться, как к уходящей традиции. В этом им помогла целая команда волонтёров — швеи, ткачихи, экоактивисты, художники и фотографы.

Нити стали красками

В Доме ткачества Надежда Белоножко проводит мастер-классы и для взрослых, и для детей — учит работать на ткацком стане. Но это не всё. Основная задача объединения — адаптация приёмов традиционного новгородского ткачества для производства современных предметов интерьера и гардероба. В содружестве с дизайнером Дарьей Соколовой новгородка создаёт уникальные вещи, которые могут быть интересны как широкому кругу ценителей, так и собирателям коллекционного дизайна.

Началось всё с сумок-шоперов, в которых вместо трикотажной ленты, которую обычно используют для ткацкого стана, новгородки стали применять использованные полиэтиленовые пакеты, швейные обрезки, старые джинсы, решив таким способом внести свой вклад в развитие раздельного сбора отходов и их вторичную переработку.

Дальше была чистейшая авантюра. Дарья Соколова предложила ткать картины. Какие? Новгородка, большая поклонница таланта отца супрематизма Казимира Малевича, вспомнила о его крестьянской серии, созданной в 1920-е годы. Эти яркие пейзажи максимально просты, очень условны, но на них то, без чего невозможна жизнь человека — дом, земля, небо. На холстах легко читается русский, уходящий в бесконечность пейзаж.

Дарья выбрала несколько работ, составила по каждой технологическую карту, и катушки с разноцветной трикотажной лентой стали красками. Надежда Белоножко соткала на стане полотна с фоном картин. Силуэты героев решено было выполнить отдельно, тоже из ткани. Хотя на выставке они живут, и вполне самостоятельной жизнью. Фигуры с работы Малевича «Спортсмены» превратились в ростовых кукол, созданных руками швеи Веры Бойцовой. Кого в них увидят посетители экспозиции — и есть главная интрига, считает Дарья Соколова.

— Сначала человек понимает, что полотно ему нравится, а потом он начинает разбираться, почему нравится, — говорит она.

По смелому замыслу авторов экспозиции они могут стать и частью интерьера современного дома.

«Рачок» и подзорина

И, конечно, новгородки не могли пройти мимо приёмов, которыми пользовались мастерицы сотни лет назад. Ещё один раздел выставки посвящён традиционным новгородским узорам. Их можно видеть на изделиях конца XIX — начала XX веков из коллекции исследователя Елены Осиповой. Они открыли Надежде Белоножко вселенную этого старинного ремесла, возможности которого, она верит, не исчерпаны.

Другие участницы выставочного проекта — новгородские ткачихи Людмила Иванова и Галина Мергенталлер — соткали ковры, диванные подушки, использовав в них узоры новгородского ткачества, но преподнесли их в новом прочтении. К примеру, «пряник», рисунок в виде прямоугольных, квадратных фигур, расположенных в шахматном порядке, родился именно в Новгородской губернии. Как и ещё один узор — «рачок», выполнявшийся в виде ромба с множеством «лапок» по краям. А подзорина — повторяющаяся на половиках полоса из контрастных ниток — кажется, угадывается и в линиях на картинах Малевича.

— Мы хотим популяризировать ткачество через использование современных материалов, новые подходы, — рассказывает Надежда Белоножко. — Дарья выдвигает свои идеи, мы их обсуждаем, модифицируем и воплощаем в жизнь. К примеру, новгородские узоры мы масштабировали — и на сумках, и на подушках. Это — современная подача с несколько иной цветовой палитрой, но новгородский код из узора не пропал.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Для спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» бутафор «заготовила» сотни наливных яблочек.

И швец, и жнец

Каждый день бутафора не похож на другой, потому что он владеет десятком самых разных профессий

11.12.2024 | Культура

Вдохнуть жизнь в Умку попробует Валерия Горелкина (на фото слева) под руководством режиссёра Натальи Красильниковой (на фото справа).

Тот самый медвежонок

Новгородский театр драмы готовит новогодний детский спектакль «Умка»

11.12.2024 | Культура

Выставка даёт возможность вовлечься в действие рассказа не только эмоционально, но и физически, прикасаясь к предметам того времени.

«Только вёрсты полосаты попадаются одне…»

До весны новгородцы и гости города могут попутешествовать по тракту Москва – Петербург вместе с Пушкиным

04.12.2024 | Культура

По задумке авторов выставочный проект «…изм» имеет своей задачей показать сегодняшний день нереалистического искусства. Перед художниками поставлен вопрос: «Способен ли абстракционизм, активная фаза которого прошла уже в середине XX века, породить новые смыслы или формы?»

«…изм» и другие

Осень Новгородский центр современного искусства проводил пятью новыми выставками

04.12.2024 | Культура

Новые театральные добровольцы проведут с «Малым» три зимних месяца.

Зимняя смена

В новгородском театре «Малый» объявлен очередной набор волонтёров

27.11.2024 | Культура

Спустя 12 лет в Великом Новгороде восстановили постановку про святых Петра и Февронию.

Маленькое чудо

Новгородский композитор Александр Леонов рассказал, как создавал музыку к «Сказанию о Петре и Февронии»

27.11.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА