Пятница, 29 марта 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

Хроника русской жизни

Член Союза кинематографистов РФ Валерий Шатин убеждён, что кинохроника, не важно – профессиональная или любительская, необходима и найдёт своего зрителя.

Член Союза кинематографистов РФ Валерий Шатин убеждён, что кинохроника, не важно – профессиональная или любительская, необходима и найдёт своего зрителя.

Фото: из архива кинофестиваля «Вече»

Документалистика в нашей стране переживает не лучшие времена. При этом отечественные картины охотно покупают за рубеж

Уже пять лет афиша кинофестиваля «Вече» включает в себя отдельную программу документальных лент исторической тематики. Как рассказали в Новгородской областной научной библиотеке, где демонстрируются такие конкурсные и внеконкурсные картины, качество фильмов всегда высокое, тематика разная, но обязательно присутствуют работы о Великой Отечественной войне и о знаковых для русской литературы именах.

— Публика всегда есть на показах. Это и новгородские историки, и молодые ребята, интересующиеся кино, и знакомые с отзывами с других фестивалей о тех или иных картинах, это наши читатели и даже туристы, которые в свой маршрут по Великому Новгороду включают культурные мероприятия, — рассказала директор кремлёвской библиотеки Надежда ГУНЧЕНКО.

Не первый раз на «Вече» представляет свои работы известный режиссёр Валерий ШАТИН. По его словам, под документальные проекты сегодня сложно найти финансирование:

— В советские времена в каждой области были студии кинохроники, их сотрудники на пленку фиксировали какие-то значимые события для городов и деревень, заводов, организаций, рассказывали о трудовых буднях и праздниках. Весь этот отснятый материал сдавался в архивы, которыми мы и по сей день пользуемся. Сейчас бюджетных средств на документальные картины выделяется крайне мало, продюсеры наш жанр не считают прибыльным.

При этом, как замечает Валерий Владимирович, даже при такой неблагоприятной ситуации российские документалисты делают хорошие фильмы, и их, в отличие от отечественных игровых лент, охотно покупают за рубеж.

— И в наш жанр приходит молодёжь, это — умные ребята с амбициями. Почему они не рвутся делать телевизионные сериалы или художественные картины? Они хотят заслужить признание в мировой киноиндустрии, а у нас в стране по-прежнему сильна школа документалистики, дающая первоклассных операторов и режиссёров, — рассуждает собеседник.

Программа документального кино XV Всероссийского кинофестиваля «Вече» включала восемь картин. Приз зрительских симпатий получил фильм «Борис Бланк. Мастер-класс» режиссёра Ирины Измайловой.

В копилке самого Шатина — более 100 фильмов: об известных или забытых выдающихся личностях разного времени, о событиях и местах. Он говорит, что нет особой любви к каким-то историческим периодам, он, как правило, отталкивается от сведений о жизни людей.

— Какое-то время назад искал сюжет о возрождаемой русской святыне. Меня привлёк Спасо-Елеазаровский монастырь на Псковщине. Когда стал изучать вопрос, то заинтересовался жизнью матушки Елисаветы, бывшей учительницы. В общем, мы сняли две серии: одну — про эту удивительную женщину, вторую — про саму обитель, — говорит режиссёр о том, как иногда случай подсказывает темы. — А недавно от знакомых узнал, что в Подмосковье казаки решили совершить конный поход по городкам, посёлкам, деревням, которые в конце 1941-го — начале 1942-го освобождал 1-й гвардейский кавалерийский корпус под командованием генерала Павла Алексеевича Белова. Так я для себя открыл ещё одну страницу нашей истории: кавалеристы под умелым руководством Белова наносили врагу ощутимый урон и быстро рассеивались в лесу, как только появлялись немецкая техника или авиация. В итоге появилась картина «Ехали казаки...», которую я показал новгородцам на этом фестивале вне конкурсной программы.

Шатин убеждён, что документалистика, несмотря на перипетии, никуда не денется, потому что у людей есть потребность фиксировать на камеру происходящее вокруг, замечать мелкие детали быта, времяпровождения, рассуждать под запись о чем-то или о ком-то. И ещё потому, что всегда будут те, кому интересна такая кинохроника нашей жизни.

Теги: Великий Новгород, кинофестиваль, Вече,

РЕКЛАМА

Еще статьи

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Новгород занимает особое место в творчестве Анатолия Васильева.

Акварель и серебро

Какой получится выставка, если на ней соединить изобразительное и ювелирное искусство?

13.03.2024 | Культура

Спросите у «Совести».

Весеннее настроение создала в Демянске художественная выставка, хотя она и «Вне времени»

Наверняка были желающие спросить художницу Ольгу Гусеву и о том, почему люди на её картинах похожи на кукол — у них нет ...

06.03.2024 | Культура

Подготовка к постановке спектакля началась ещё в 2023 году. В октябре заведующая музеем Евгения Дронникова, автор проекта Алексей Ведяничев и художник Кирилл Волков приезжали в Гверстянку, чтобы «привязать» сценарий к историческим интерьерам.

Воспоминания старого портрета

О тайнах «английского замка на Мсте» расскажут боровичанам его обитатели

21.02.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.03.2024 года