В Боровичах открылась выставка, посвящённая Ольге Куликовской-Романовой
«Ой, как вы описали сочно и аппетитно весну… русскую родную нашу северную весну. У меня сердце сперва сжалось и потом забилось, вспоминая всё это… И всегда было какое-то таинственно-радостное ожидание Пасхи», — писала Александру Куприну Ольга Куликовская, урождённая Великая княжна, дочь Александра III и родная сестра императора Николая II.
Этим строкам — ровно 100 лет: Ольга Александровна отправила их писателю в марте 1922 года.
В нынешнем году ей самой исполняется 140 лет. И буквально на днях в Боровичах открылась выставка «Великая княгиня Ольга Александровна. Вся жизнь как на холсте». Выставка — передвижная. Это — проект воронежских коллег из Дворцового комплекса Ольденбургских при участии Боровичского филиала НГОМЗ.
Как же образовался союз Рамонь — Боровичи? Каждое из этих мест имело своё значение в жизни Ольги Александровны. Рамонь и усадьба неподалёку от Боровичей вошли в её жизнь с замужеством. Её первым супругом был принц Пётр Александрович Ольденбургский. И пусть близ озера Боровно она провела не так много времени, как у реки Воронеж, очарование наших мест осталось с нею на всю жизнь.
Что касается музеев, то их объединяет то ещё обстоятельство, что как в Рамони, так и в Боровичах хранятся архивные материалы, имеющие непосредственное отношение к биографии Ольги Александровны.
Недавно «НВ» рассказывали о Георгии Вербицком (внуке русского генерала Николая Никушкина, имевшего родовое поместье Ровное-Новоблагодатное), передавшем семейный архив Боровичскому музею («Россия, которую мы?..», 9 февраля 2022 г.). Георгий Всеволодович был крестником Великой княжны Ольги Александровны. Его отец, штабс-ротмистр Вербицкий, служил в 12-м гусарском Ахтырском полку, шефом которого она являлась. С ним она была на полях сражений 1-й мировой войны, став сестрой милосердия. Она перевязывала раны. Она провожала своих гусар в последний путь, закрывала им глаза и клала на грудь медальон с образом Ахтырской Божией Матери.
В эту трагическую пору, когда полыхал мировой пожар, Ольга Александровна получила наконец высочайшее позволение государя на развод с принцем Ольденбургским, увы, совершенно равнодушным к узам брака. Поздней осенью 1916 года в Киеве она венчалась с полковником лейб-гвардии Николаем Куликовским.
Ирина СТОЛБОВА, заведующая Музеем истории города Боровичи и Боровичского края (филиал НГОМЗ):
– Формально выставку можно считать межрегиональным проектом, соединённым судьбою последней княгини России. Но это — наша общая история, всего нашего Отечества. История о вере и верности, о служении, о ностальгии, о многом другом, без чего не бывает истинной культуры и человечности.
Милосердие и простота были природными чертами этой удивительной женщины. Сохранились воспоминания сотрудницы Рамонской лечебницы Сисмеевой, рассказавшей, как однажды доктор предупредил, что на операции будет присутствовать сестра императора. Очень волновались, готовились, ждали и не узнали: «…заглядывает к нам какая-то тётка в платочке самом простом, доктора спрашивает. Мы её хором отругали, чтобы не лезла в операционную, выгнали. А, оказывается, это она и была, царская сестра! Ну, мы совсем перетрусили… а она — ничего, простая, не обиделась. Только смеялась много — это потом, когда мы к вечеру чай пить сели все вместе».
Ольга Александровна не любила пышных нарядов, называя их «доспехами» и предпочитая им льняное платье. Имена слуг помнила в глубокой старости. В эмиграции она стала сиделкой для старой служанки своей матери, отказавшись отдавать её в дом престарелых.
У неё было детство с карандашом в руке. Её отец в юные годы брал уроки у профессора живописи, и только взойдя на престол, оставил эти занятия. А его супруга императрица Мария Фёдоровна любовь к искусству унаследовала «от своей матушки королевы датской».
На выставке в Музее истории города Боровичи и Боровичского края можно видеть акварели Ольги Александровны. Её зимние пейзажи — северные, очень русские — как слова из письма писателю Куприну. Работы художницы царственных кровей выставлялись в России и в Европе. Акварели служили иллюстрацией к открыткам, средства от продажи которых шли на благотворительные цели. Среди экспонатов выставки есть такая открытка-письмо с согласием Ольги Александровны стать крёстной сыну гусара Вербицкого. Она — невольный иллюстратор выставки, в основе которой всё-таки документы: письма к брату, императору Николаю II, и племянницам, дневниковые записи и мемуарная литература.
А вот — Галлиполийский крест. Самодельный. Один из многих, наверное. Но символ тому один — исход, знаменитое стояние эвакуировавшихся из Крыма русских войск в окрестностях города Галлиполи (тогда греческого, сейчас у него турецкое название).
Долгие годы Великая княгиня жила в Дании. Неподалёку от Копенгагена она приобрела ферму и дом, превратившийся в центр русской монархической колонии. Бывали там и соотечественники, поддержавшие нацистов. Из-за чего впоследствии советское правительство потребовало выдачи Великой княгини.
В 1948 году 66-летняя Ольга Куликовская после приватной беседы с королём Дании Фредериком IX вместе с детьми и внуками срочно уехала в Канаду, где растут «русские» берёзки и нет обязательств по выдаче «военных преступников». В пригороде Торонто она рисует Россию с её церквушками, снегами, тройками. Когда её отпевали, а Ольга Александровна упокоилась в 1960 году в возрасте 78 лет, в карауле у гроба стояли офицеры Ахтырского полка.
Теги: Новгородская область, Боровичи, Романовы, история