Поэма-фантазия «Мёртвые души» на сцене Новгородского театра драмы обещает вместить в себя всего Гоголя
В последнюю субботу месяца Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского откроет 169-й театральный сезон заметной яркой премьерой — поэмой-фантазией «Мёртвые души».
Вместе с труппой над спектаклем работает московский режиссёр Дмитрий БУРХАНКИН. В его версии мир классического гоголевского произведения должен заиграть новыми оттенками, сохранив при этом канонические сюжетные линии.
Как замахнуться на великое и не потерять сон, откуда в поэме возьмётся чертовщина и почему второй акт спектакля будет абсолютно не похож на первый, Дмитрий рассказал в интервью «НВ».
— Дмитрий, премьерой сезона заявлено произведение такого масштаба, что не спросить у режиссёра о чувстве ответственности перед первоисточником просто невозможно!
— Когда берёшься за такие глыбы, чувство ответственности может и погубить. Здесь лучше быть максимально безответственным. В такой ситуации хорошо помогают приятная команда и абстрагирование. Меня коллеги по цеху не раз спрашивали: «А почему ты не смотришь, как делают другие? Ведь по этому произведению уже был и такой спектакль, и такой фильм!». Но я лучше буду в домике до тех пор, пока не скажу по теме что-то своё. Потому что мои наставники меня учили иначе: не ставь сюжет, ставь автора. Погрузись в автора. И когда ты это сделаешь, тогда что-то откроется в его книжке.
— На практике это рабочая формула?
— К «Мёртвым душам» такая формула подошла отлично. Потому что это фактически итог жизни Николая Гоголя. Значит, там сконцентрировано всё самое главное.
— А каковы лично ваши отношения с «Мёртвыми душами»? Безотносительно театра и скорой премьеры.
— До нынешней эпопеи, конечно, была школьная программа. А ещё два года назад другой театр попросил меня подумать над «Мёртвыми душами». Та история потом схлопнулась, но когда я стал перечитывать поэму, произошла странная вещь. Вообще, мне кажется, что у большинства читателей история похождений Чичикова заканчивается Плюшкиным. Ну, может, в сознании остаётся какая-то символичная птица-тройка, куда-то она летит. И вот читаю я текст: Плюшкин кончился, а впереди ещё половина книги… Я был потрясён: оказывается, именно там самый смак. У нас спектакль потому и делится ровно пополам. Огромный первый акт: все помещики. И очень компактный акт второй: вторая часть первого тома.
Думаю, когда на спектакле закроется занавес после первого акта, люди удивятся: что там ещё показывать? А там, повторюсь, самый смак!
Вот такие у меня отношения: я открыл для себя «Мёртвые души» во взрослом возрасте. Поэтому, когда во время отпуска мне позвонили и пригласили в Великий Новгород ставить спектакль, я даже не стал задавать дополнительных вопросов. Просто согласился.
— Нужна была встряска?
— Я так пытаюсь выйти из зоны комфорта. Иначе лежал бы на диване, не делал ничего. И был бы счастлив. Как какой-нибудь Обломов. Думаю, когда-нибудь поставлю этот роман Гончарова. Философия Ильи Ильича мне очень близка.
— Ну а как вам у нас? Удалось ли сработаться с новгородской труппой?
— Труппа разная. Я здесь уже больше месяца, и актёры продолжают раскрываться. Очень интересные молодые ребята. И крепкое старшее поколение. График мы выстроили жёстко: работы много, времени в обрез. Но процесс пошёл хорошо.
— В ваших «Мёртвых душах» Чичиков обещает быть харизматичным и ярким, а у Гоголя, насколько помню, ни то ни сё?
— Важно, какой путь пройдёт наш театральный Чичиков: от милого парня-пройдохи до жуткого подлеца и негодяя. А каким он будет изначально: «ни рыба ни мясо» или яркий герой — не суть. Кстати, при подборе героев для меня также принципиально было найти актёров на роли помещиков.
Чичикова на улицах города мы можем и не встретить, а вот остальных уж точно видим каждый день. Все типажи.
— Мистики в поэму-фантазию подбавите?
— Ну а как же? Это ведь Гоголь. Я уже говорил о формуле: ставь автора. И вот я читаю «Мёртвые души». Вижу: предвестником вот этой сцены точно были «Вечера на хуторе близ Диканьки». Естественно, я начинаю решать задачу, учитывая «корни». Движемся дальше: здесь уже веет «Петербургскими повестями». В «Мёртвых душах» можно найти отголоски всего. Ведь всё это написал один человек.
— Но человек был явно неспокойный!
— Кстати, если читать «Мёртвые души» много раз, то понимаешь: начал писать текст один Гоголь, а закончил — другой. Вот и моя задача — построить спектакль так, чтобы начинался он одним образом, развивался другим, а заканчивался совсем в ином ключе. Первый и второй акты поставлены как будто разными режиссёрам. Первый акт — это театр, словно бы не было Станиславского и всего XX века. А начиная, наверное, с Коробочки всё меняется.
— У вас Коробочка совсем непростая?
— А она из «Миргорода». Из «Вия». Решение её образа я как раз смотрел у коллег и всякий раз думал, что её будто не Гоголь написал. Слишком невнятный для него герой. А когда начинаешь копать текст, раскладывать помещиков по смертным грехам, то находишь такой диалог: «Как я тебе продам мёртвых? Давай я лучше тебе продам девок!?». Если собрать все намёки воедино, то получится, что перед нами, пожалуй, та самая сатанинская старуха, что встретилась Хоме Бруту.
— Как считаете, новгородская публика оценит предложенные, неклассические трактовки?
— Спектакль, надеюсь, сделан так, что, с одной стороны, школьники могут его смотреть и идти на урок литературы, уже зная сюжет, а с другой, любители театра и все, кто хочет и готов копнуть глубже, получат материал для размышлений. А вообще, поэма-фантазия, мне кажется, придётся очень кстати для Великого Новгорода. Сам по себе город прекрасен: я с удовольствием гуляю по нему. Но люди нередко встречаются такие хмурые! Так вот, как бы Николай Васильевич ни сгущал краски, мы всё же нашли свет. И несём вот это ощущение, что нужно искать путь наверх: к себе, к Богу, к родителям, к ребёнку, к любимым. Нужно стремиться к какому-то свету.
* * *
Первый том поэмы «Мёртвые души» был издан в 1842 году. Практически готовый второй том писатель уничтожил в 1845 году. От него сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались только обрывочные сведения.
Произведение рассказывает о похождениях бывшего коллежского советника Чичикова, выдающего себя за помещика. Он приезжает в некий губернский «город N» и пытается войти в доверие ко всем сколько-либо важным обитателям города, чтобы купить у них «мёртвые души».
Теги: Великий Новгород, театр, Мёртвые души