Понедельник, 29 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Поставить автора

Над будущей премьерой плотно работают все цеха театра.

Над будущей премьерой плотно работают все цеха театра.

Фото: Анастасии ТИТОВОЙ

Поэма-фантазия «Мёртвые души» на сцене Новгородского театра драмы обещает вместить в себя всего Гоголя

В последнюю субботу месяца Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского откроет 169-й театральный сезон заметной яркой премьерой — поэмой-фантазией «Мёртвые души».

Вместе с труппой над спектаклем работает московский режиссёр Дмитрий БУРХАНКИН. В его версии мир классического гоголевского произведения должен заиграть новыми оттенками, сохранив при этом канонические сюжетные линии.

Как замахнуться на великое и не потерять сон, откуда в поэме возьмётся чертовщина и почему второй акт спектакля будет абсолютно не похож на первый, Дмитрий рассказал в интервью «НВ».

Дмитрий, премьерой сезона заявлено произведение такого масштаба, что не спросить у режиссёра о чувстве ответственности перед первоисточником просто невозможно! 

— Когда берёшься за такие глыбы, чувство ответственности может и погубить. Здесь лучше быть максимально безответственным. В такой ситуации хорошо помогают приятная команда и абстрагирование. Меня коллеги по цеху не раз спрашивали: «А почему ты не смотришь, как делают другие? Ведь по этому произведению уже был и такой спектакль, и такой фильм!». Но я лучше буду в домике до тех пор, пока не скажу по теме что-то своё. Потому что мои наставники меня учили иначе: не ставь сюжет, ставь автора. Погрузись в автора. И когда ты это сделаешь, тогда что-то откроется в его книжке.

На практике это рабочая формула?

— К «Мёртвым душам» такая формула подошла отлично. Потому что это фактически итог жизни Николая Гоголя. Значит, там сконцентрировано всё самое главное.

А каковы лично ваши отношения с «Мёртвыми душами»? Безотносительно театра и скорой премьеры.

— До нынешней эпопеи, конечно, была школьная программа. А ещё два года назад другой театр попросил меня подумать над «Мёртвыми душами». Та история потом схлопнулась, но когда я стал перечитывать поэму, произошла странная вещь. Вообще, мне кажется, что у большинства читателей история похождений Чичикова заканчивается Плюшкиным. Ну, может, в сознании остаётся какая-то символичная птица-тройка, куда-то она летит. И вот читаю я текст: Плюшкин кончился, а впереди ещё половина книги… Я был потрясён: оказывается, именно там самый смак. У нас спектакль потому и делится ровно пополам. Огромный первый акт: все помещики. И очень компактный акт второй: вторая часть первого тома.

Думаю, когда на спектакле закроется занавес после первого акта, люди удивятся: что там ещё показывать? А там, повторюсь, самый смак!

Вот такие у меня отношения: я открыл для себя «Мёртвые души» во взрослом возрасте. Поэтому, когда во время отпуска мне позвонили и пригласили в Великий Новгород ставить спектакль, я даже не стал задавать дополнительных вопросов. Просто согласился.

Нужна была встряска?

— Я так пытаюсь выйти из зоны комфорта. Иначе лежал бы на диване, не делал ничего. И был бы счастлив. Как какой-нибудь Обломов. Думаю, когда-нибудь поставлю этот роман Гончарова. Философия Ильи Ильича мне очень близка.

Ну а как вам у нас? Удалось ли сработаться с новгородской труппой?

— Труппа разная. Я здесь уже больше месяца, и актёры продолжают раскрываться. Очень интересные молодые ребята. И крепкое старшее поколение. График мы выстроили жёстко: работы много, времени в обрез. Но процесс пошёл хорошо.

По мнению режиссёра, когда берёшься за классику, чувство ответственности может и погубить. Фото Валерия АВДЕЕВА

В ваших «Мёртвых душах» Чичиков обещает быть харизматичным и ярким, а у Гоголя, насколько помню, ни то ни сё?

— Важно, какой путь пройдёт наш театральный Чичиков: от милого парня-пройдохи до жуткого подлеца и негодяя. А каким он будет изначально: «ни рыба ни мясо» или яркий герой — не суть. Кстати, при подборе героев для меня также принципиально было найти актёров на роли помещиков.

Чичикова на улицах города мы можем и не встретить, а вот остальных уж точно видим каждый день. Все типажи.

Мистики в поэму-фантазию подбавите?

— Ну а как же? Это ведь Гоголь. Я уже говорил о формуле: ставь автора. И вот я читаю «Мёртвые души». Вижу: предвестником вот этой сцены точно были «Вечера на хуторе близ Диканьки». Естественно, я начинаю решать задачу, учитывая «корни». Движемся дальше: здесь уже веет «Петербургскими повестями». В «Мёртвых душах» можно найти отголоски всего. Ведь всё это написал один человек.

Но человек был явно неспокойный!

— Кстати, если читать «Мёртвые души» много раз, то понимаешь: начал писать текст один Гоголь, а закончил — другой. Вот и моя задача — построить спектакль так, чтобы начинался он одним образом, развивался другим, а заканчивался совсем в ином ключе. Первый и второй акты поставлены как будто разными режиссёрам. Первый акт — это театр, словно бы не было Станиславского и всего XX века. А начиная, наверное, с Коробочки всё меняется.

У вас Коробочка совсем непростая?

— А она из «Миргорода». Из «Вия». Решение её образа я как раз смотрел у коллег и всякий раз думал, что её будто не Гоголь написал. Слишком невнятный для него герой. А когда начинаешь копать текст, раскладывать помещиков по смертным грехам, то находишь такой диалог: «Как я тебе продам мёртвых? Давай я лучше тебе продам девок!?». Если собрать все намёки воедино, то получится, что перед нами, пожалуй, та самая сатанинская старуха, что встретилась Хоме Бруту.

Как считаете, новгородская публика оценит предложенные, неклассические трактовки?

— Спектакль, надеюсь, сделан так, что, с одной стороны, школьники могут его смотреть и идти на урок литературы, уже зная сюжет, а с другой, любители театра и все, кто хочет и готов копнуть глубже, получат материал для размышлений. А вообще, поэма-фантазия, мне кажется, придётся очень кстати для Великого Новгорода. Сам по себе город прекрасен: я с удовольствием гуляю по нему. Но люди нередко встречаются такие хмурые! Так вот, как бы Николай Васильевич ни сгущал краски, мы всё же нашли свет. И несём вот это ощущение, что нужно искать путь наверх: к себе, к Богу, к родителям, к ребёнку, к любимым. Нужно стремиться к какому-то свету.

*   *   *

Первый том поэмы «Мёртвые души» был издан в 1842 году. Практически готовый второй том писатель уничтожил в 1845 году. От него сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались только обрывочные сведения. 

Произведение рассказывает о похождениях бывшего коллежского советника Чичикова, выдающего себя за помещика. Он приезжает в некий губернский «город N» и пытается войти в доверие ко всем сколько-либо важным обитателям города, чтобы купить у них «мёртвые души».

Теги: Великий Новгород, театр, Мёртвые души

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года