Гость новгородского кинофестиваля «Вече» Антон Момот — о своём участии в фильме про фронтовых операторов «Первый Оскар»
Участником прошедшего в Великом Новгороде XVI Всероссийского фестиваля исторических фильмов «Вече» стал артист петербургского театра «Мастерская» Антон МОМОТ. Он представил на форуме картину Сергея Мокрицкого «Первый Оскар». Её премьера состоялась 21 апреля 2022 года. Лента рассказывает о студентах ВГИКа, ставших фронтовыми операторами, и посвящена истории создания документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» 1942 года, ставшего одним из первых документальных фильмов, получивших награду от американской киноакадемии «Оскар».
Антон Момот исполнил в картине Сергея Мокрицкого роль одного из студентов-операторов, которые отказались уехать в эвакуацию из Москвы и отправились на фронт. Актёр рассказал «НВ» о своём участии в съёмках.
— Антон, как вы получили предложение сниматься в этом фильме?
— Мне написал агент о том, что есть такой проект. «Давайте пробоваться» — «Конечно, давайте!». Меня раз пять вызывали на пробы с разными партнёрами. Составляли ансамбль, по-разному передвигали фигуры… Насколько я знаю, продюсер этого фильма Наталья Мокрицкая увидела меня на Дальневосточном Международном кинофестивале «Меридианы Тихого» в картине «С училища», в которой я исполнял совершенно противоположную роль. Я так и не понял, почему после того проекта меня решили утвердить на роль в «Первом Оскаре». Это было сюрпризом и подарком. Таких героев, как Лев Альперин, актёрам с моим амплуа редко доверяют. Привычнее взять внешне подходящего человека и не ломать его в кадре. Он должен быть максимально близок к герою.
— Чем Лев Альперин, которого вы играете в «Первом Оскаре», отличается от тех персонажей, которых вам пришлось играть до того?
— Это была роль на сопротивление. Лев Альперин — полная моя противоположность во внешних проявлениях. Я посмелее, порешительнее, чем мой персонаж. Герои, которых я играл до того, обладали брутальностью, мужественностью, решительностью. Эти роли давались мне проще, а «Первый Оскар» — другой край, другая возможность понять персонажа и попытаться проявить себя. Это помогает нам, артистам, исследовать самих себя, открывать в себе новые качества. Герои «Первого Оскара» не уехали в эвакуацию и остались в Москве ради общей победы, общей идеи.
— Лев Альперин — реальный человек?
— Это собирательный образ, основой которого стали истории реальных людей. А вот историческая канва реальна.
— Перед съёмками вы, конечно, познакомились с историей советской ленты о разгроме немецких войск под Москвой?
— Я интересовался этой темой и до того, и в процессе подготовки к съёмкам. Тема важная. Её нужно поднимать и вовлекать молодёжь в разговор об истории. Как мы сейчас видим, она не заканчивается, продолжает с нами говорить. О том, что советская лента получила первый «Оскар» за документальный фильм, я слышал. Но не знал, например, что нам его так и не поменяли. Хотя обещали. Сначала передали старый образец и пообещали заменить после войны на новую статуэтку, современную.
— Работу фронтовых операторов изучали?
— Да, нам подробно рассказывали об этом, учили обращаться с видеокамерами того времени, показывали, как их чистить, ухаживать за техникой. В фильме использовали исторические камеры.
— Как проходили съёмки?
— Я снимался в нескольких фильмах о Великой Отечественной войне, и каждый раз это было погружение в её историю с разных сторон. Заметил за собой, что моё восприятие событий тех лет стало меняться. Эта боль, которая сейчас вокруг, ещё сильнее соединяет нас и участников тех событий. Глаза тех людей, которые мы можем увидеть в документальных кадрах, — это страшно! У всех в глазах страх, но люди выбирали путь героев. И не рвали рубашку на себе при этом.
— Мне понравилось то, что режиссёр Сергей Мокрицкий внимательно отнёсся в своей картине к тому, что происходит не только на первом плане, но и за ним. А там порой можно было видеть настоящие приметы времени: например, женщину, выливающую у госпиталя ведро крови.
— Сергей Мокрицкий — в прошлом оператор. Он воспринимает съёмочный процесс только через призму кадра. Всё самое важное в картине должно случиться в кадре. Например, в сцене в госпитале большинство актёров массовых сцен были инвалидами, и это добавляло ужасающей правдоподобности.
— Вам удалось включить в роль собственные реплики или сцены?
— Мы каждый вечер обсуждали, как будем снимать завтра, высказывали свои предложения перед началом съёмок и слышали друг друга. В этом смысле Сергей Евгеньевич — прекрасный режиссёр. Он слышит артистов, принимает их предложения. Если его что-то не устроит, он попытается перетащить на свою сторону. Но если актёр оказался прав, с лёгкостью подойдёт потом и признает это. Никакой гордыни!
— Какое впечатление произвёл на вас фильм, когда увидели его на экране?
— Мне картина понравилась. Особенно понравилось то, что нет прямой кульминации, которую мы привыкли видеть в военных фильмах, когда происходит последняя битва и наступает развязка. Здесь история про другое — про человеческие души, про отношения, любовь, судьбы… Каждый зритель будет воспринимать фильм субъективно, но для меня он — такой.
Теги: кино, Антон Момот, вече