Вторник, 05 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

Что бы на это сказал Белинский?

Книжный рынок страны предлагает сегодня огромное количество художественной литературы. Но недостаточно профессиональных критиков, чтобы разобраться, какие произведения хорошие, а какие не стоит читать

Разговор о том, что хорошо в современной прозе и поэзии, а что — плохо, редактор отдела критики журнала «Наш современник» Андрей ТИМОФЕЕВ начал со сравнения:

— Во времена одного из самых известных русских критиков Виссариона Белинского, то есть в XIX веке, всё, что выходило из-под писательского пера, можно было прочитать в тех нескольких литературных журналах, что тогда издавались. Сегодня же печатается в тысячи раз больше произведений…

Сейчас редкий случай, когда в книге есть вступительная статья или отзывы о ней известных литературоведов. Поэтому возникает вопрос: как же читателям без помощи критиков не утонуть в этом книжном море?

— Вы знаете, даже рецензии не всегда являются доказательством качественного текста. Тут всё просто. Издатель, само собой, заинтересован в реализации тиража книги, и совсем не обязательно, что она хорошо написана, возможно, просто тема в ней затронута необычная, модная, резонансная. Что делает предприниматель? Заказывает за деньги анализ содержания. И понятно, что от критика, взявшегося за эту работу, ждут положительной оценки произведения. И чаще всего получают.

Но, может, тогда покупателю стоит обращать внимание в первую очередь на рассказы, повести, романы, которые победили в литературных конкурсах?

— Это однозначно неплохой ориентир, потому что в шорт-лист попадают действительно хорошие авторы. Правда, сейчас у нас не так много общероссийских конкурсов проводится, как хотелось бы. А отсюда и фактор тусовочности: писатели и поэты знакомы, регулярно пересекаются на каких-то мероприятиях и заявляются на конкурсы. И человеку пишущему, но из другой тусовки, попасть в этот пул известных и маститых не так легко.

Возможно, просто сейчас в стране дефицит хороших авторов и именно этим объясняется, что в конкурсных списках одни и те же имена?

— Не соглашусь. Я как руководитель Совета молодых литераторов Союза писателей России часто езжу по регионам, участвую в семинарах, мастер-классах. Так вот, почти на каждом таком мероприятии встречаются ребята, интересные в литературном плане. Мы их в журнале «Наш современник» берём на заметку, следим за их успехами, публикуем достойные произведения. Другой вопрос: чтобы написать хороший роман, нужно проделать колоссальную работу и над текстом, и над собой — и в творческом плане, и в личностном. Не бывает так, чтобы новичок только появился в литературном сообществе и сразу же выдал на-гора гениальный текст.

А о чём пишут молодые авторы?

— По большей части о себе — они излагают, как ощущают себя в этом мире, прислушиваются к своим внутренним переживаниям.

Пишут о себе. Это странно. Если вспомнить всё тот же XIX век, то перу 21-летнего Александра Пушкина принадлежали «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан». Фёдор Достоевский свой роман «Бедные люди» закончил, когда ему тоже был 21 год. Рассказ «Толстый и тонкий» Антон Чехов написал в 23 года. И это произведения, в которых авторы отнюдь не про себя рассказывают, а серьёзные вопросы поднимают...

— В XXI столетии начинающие писатели и поэты — инфантильны. Не только они, конечно, но и в целом молодёжь. И это, как мне видится, — общенациональная проблема. Да, сегодня нередко можно встретить людей, которым за 30, а они ещё ищут себя, не знают, чем хотят заниматься. Но при этом инфантильность не означает, что ребята плохо пишут. Как я уже сказал, способных прозаиков и поэтов много.

До 5 марта 2023 года идёт приём заявок на IV областной конкурс молодых писателей «НОВГОРОДский ДЕТИнец». Участниками могут стать поэты и прозаики 14–35 лет, проживающие в нашей области.

Андрей, а вас по качеству устраивают те книги, что видите на прилавках стационарных или интернет-магазинов?

— Посредственных произведений много. В настоящее время в стране, если мы говорим о художественной литературе, действует издательство-монополист, на котором завязаны торговые сети. То есть конкуренции практически нет. Возможно, с точки зрения рыночных процессов эта ситуация и является нормальной, но она негативно сказывается на развитии литературы.

Я как специалист в первую очередь интересуюсь работами авторов, которые попали в поле зрения журнала «Наш современник». В торговом же зале мне достаточно прочитать одну-две страницы любой книги, чтобы понять, хорош ли писатель. О его уровне говорят язык, стилистика.

К слову, когда мы, члены правления Союза писателей России, выезжаем в регионы, то часто проводим ярмарки книг поэтов и прозаиков, которых рекомендуем читать. Денежную выгоду при таких акциях не преследуем, наша основная задача — рассказать публике о действительно хороших авторах.

Вы уже отметили, что есть коммерческие критики. А многочислен ли лагерь тех, кто разбирает произведения полноценно, с учётом всех достоинств и недостатков?

— Хороших критиков в России, к сожалению, немного. Наберётся, пожалуй, всего несколько десятков, и их мало кто знает в широкой читательской аудитории. Одним из лучших специалистов считаю Алексея Татаринова из Кубанского государственного университета.

Я в журнале являюсь редактором отдела критики. Так вот, если у коллег, отвечающих за прозу или поэзию, в плане номеров на первое полугодие 2023 года уже нет свободных мест — так много достойных печати авторов, то для меня является проблемой набрать публикации.

В этом году мы при поддержке Фонда президентских грантов провели Международный конкурс имени Константина Леонтьева. В номинациях была и критика, благодаря чему удалось-таки собрать хорошие работы и давать их на страницах журнала.

Быть литературным критиком нынче не в тренде?

— Эта тема куда сложнее, чем на уровне «модная» или «не модная» сфера деятельности. Те, кто сейчас в стране профессионально занимается литературой, бьют во все колокола: объём изданий большой, однако серьёзно об их наполнении практически некому говорить. В итоге падает и читательское качество, и писательское, да и у критиков тоже. И решить проблему только авторам или даже совместно с литературоведами — не под силу. Это вопрос и к организаторам книжного процесса.

«Сейчас литература призвана пытаться проникнуть вглубь человека, осознавая и открывая всю сложность его душевного мира, всю бездну возможного падения и всю пронзительность раскаяния и милосердия. И речь идёт не только об исследовании вечной природы человека, но и об ответе на вопрос, что нового современная эпоха может открыть внутри нас, как она изменяет нас и как мы сами можем изменяться и двигаться к извечному нравственному идеалу в новых исторических условиях».

Вы сказали, что к коллегам по цеху тоже есть вопросы…

— Сейчас мало специалистов с мощным базисом. Да, в Литературном институте и в университетах культуры есть спецкурсы по нашему профилю. Но сейчас в критику приходят в основном много читающих и пишущих людей. Что само по себе и неплохо, однако этого бывает недостаточно для глубинного анализа текстов.

А если мы возьмём, к примеру, советский период, то там многие ведущие критики, например Юрий Селезнёв, Андрей Турков, Вадим Кожинов и другие, вышли из академической среды: они долго занимались литературоведением, а уже потом стали критиками. То есть у них была крепкая основа — научная, исследовательская, они своими работами очень высокую планку задавали. Сегодня же крайне мало интеллектуально сильных критиков.

Но в последние годы Союз писателей России и отделения в регионах серьёзно взялись за работу с авторами, в том числе молодыми. И в Великом Новгороде тоже — здесь действует школа для начинающих поэтов, прозаиков, критиков и переводчиков. Конкурсы организуются, альманах «Новгородский детинец» стал межрегиональным, запущен сайт областного Совета молодых литераторов, с успехом прошёл фестиваль, собравший вместе ведущих специалистов Союза писателей, студентов, начинающих творцов, представителей литературных клубов из районов вашего региона. Общение получилось полезным и продуктивным. Думаю — нет, уверен, что последует продолжение.

_____________________

Андрей ТИМОФЕЕВ — прозаик, литературный критик. Автор книги «Навстречу», романа «Пробуждение». Победитель III литературного славянского фестиваля «Золотой витязь». Лауреат премии им. И.А. Гончарова в номинации «Ученики Гончарова» (2013), премии «В поисках правды и справедливости» (2015), премии им. А.Г. Кузьмина журнала «Наш современник» (2016), премии благотворительного Фонда им. В.П. Астафьева (2022).

Теги: литература, книги, критики

РЕКЛАМА

Еще статьи

Гостей фестиваля вновь ждёт погружение в классику. Но на этот раз — и не только.

Достоевский. Новое

Знаковый театральный фестиваль сменил формат и расширил масштабы

30.10.2024 | Культура

Фильм представили продюсер Сергей Сельянов и исполнительный продюсер Наталья Смирнова. Проект снят кинокомпанией СТВ при поддержке Фонда кино.

Есть искра

Премьерный показ «Огнива» в Великом Новгороде не оставил зрителей равнодушными

23.10.2024 | Культура

Дмитрий Гусев и Мария Шадчнева — союз художников, соединяющих времена.

Ворота на Север

«Полюбите, как любим это мы», — говорят нам своими картинами Дмитрий ГУСЕВ и Мария ШАДЧНЕВА

23.10.2024 | Культура

Только не играть

Что нужно сделать, чтобы на 30 секунд попасть в кинокадр?

02.10.2024 | Культура

Директор Киномузея Валерий Рубцов за два дня был введён в спектакль и сыграл на премьерном показе профессора Муромцева

Сюрпризы нового сезона

Писатель Евгений Водолазкин посмотрел премьерный спектакль Новгородского театра драмы по мотивам своей книги «Авиатор»

02.10.2024 | Культура

В библиотеке созданы привлекательные пространства, оснащённые цифровыми ресурсами и технологиями.

Не только чтение

В селе Марёво открылась вторая в этом году модельная библиотека, созданная по нацпроекту «Культура».

02.10.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 30.10.2024 года

РЕКЛАМА