Четверг, 25 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

Публика особого приготовления

Три дня обучающей сессии НТШ новгородские театральные команды генерировали идеи.

Три дня обучающей сессии НТШ новгородские театральные команды генерировали идеи.

Фото: из группы ВК «Национальная театральная школа»

Новгородские участники Национальной театральной школы богаты идеями: от службы сопровождения до школьных студий, от малышковых постановок до лаборатории современного зрителя

С Великого Новгорода начался второй сезон Национальной театральной школы (НТШ), которую организуют Александринский театр и Ассоциация национальных театров страны при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.

Директор Александринки Сергей ЕМЕЛЬЯНОВ объясняет, что НТШ — это резидентская выездная программа для молодых менеджеров культуры и искусства. Профессорско-преподавательский состав ведущих вузов страны в течение нескольких дней нон-стоп проводит лекции, практические уроки, проектные сессии на местах для тех, кто причастен к театру, — представляет постановки, выходит на сцену, занимается продвижением, проектами, гастролями…

Регионы, где проводится обучающий курс «Основы менеджмента в современном национальном театре», проектным офисом НТШ определяются на конкурсной основе. Прошёл отбор и Новгород.

Сергей ЕМЕЛЬЯНОВ, директор Александринского театра:

— Наш выход за пределы Александринки обусловлен стремлением сделать так, чтобы театральное образование для менеджеров, которое не так сильно сейчас развито, было доступно всем деятелям культуры.

Монолог и диалог

Новгородский курс школы — это 35 человек разных возрастов и направлений сценической деятельности. В течение трёх дней они слушали лекторов, обсуждали насущные проблемы театров и способы их решения, в группах предлагали идеи развития того или иного направления, обосновывали их в ходе презентационных блоков.

По словам Елены БАРКАНОВОЙ, представителя Новгородского областного театрально-концертного агентства, сегодня у многих специалистов, работающих в культуре, — универсальный функционал, то есть нет, как раньше, узкой специализации — один занимается исключительно литературной частью в театре, второй — гастролями, третий — рекламой. Часто всеми этими вопросами ведают один или два человека, и им важно владеть инструментами, дающими хороший результат.

— Нет готовых рецептов продвижения театрального продукта, тут работают все те же методики и схемы, что и в других отраслях экономики. Но эффективных кейсов много, причём в одной сфере они показывают более высокий результат, в другой — меньший. Преподаватели школы, изучавшие их и в теории, и на практике, делятся с нами результатами, дают рекомендации по использованию для разных сценических организаций. И это очень полезно, — прокомментировала Елена Владимировна.

Заместитель худрука «Малого» Татьяна БОБРОВА добавила, что школа собрала на одной площадке представителей самых разных театральных сообществ — от государственных до частных, от социальных проектов до новгородских педагогов, готовящих будущих постановщиков и актёров:

— Обычно, когда в городе на официальном уровне заходит речь о театре, то обсуждают работу двух организаций: «Малого» и драматического. А на самом деле театров в Великом Новгороде много, и все они достойны внимания и участия властей. И очень хорошо, что Национальная театральная школа собрала всех нас вместе — сообща в командах мы продумали вполне выполнимые идеи-пилоты.

В Великом Новгороде дан старт второму сезону Национальной театральной школы, который продлится полтора года и объединит свыше 30 регионов России и государства-партнёры.

Где взять «готового» зрителя?

Шесть команд работали над проектами, которые в финале сессии оценил Сергей Емельянов.

Первая группа решила запустить театр с пелёнок, или, как его ещё называют, беби-театр. Инициаторы сразу обозначили, что эта задумка носит социальный характер, ориентирована на молодых родителей и на малышей от восьми месяцев до трёх лет.

Директор Александринки отметил, что акцент на детской аудитории — точно выигрышный. И провёл данные маркетингового исследования в сфере туризма: один ребёнок приводит за собой троих взрослых.

Вторая творческая команда готова опробовать в действии лабораторию современного зрителя. В регионе сейчас действуют три фестиваля: «Царь-сказка», уличных театров и по произведениям Ф.М. Достоевского. Разработчики пилота предлагают за месяц до их начала запускать для людей, интересующихся сценическим искусством, мастер-классы, интенсивы, встречи с организаторами, которые помогали бы публике лучше разбираться в современных постановках, форматах визуальной передачи информации, в целом в процессах, происходящих в театральном мире.

— Все мы, кто работает в театре, хотим, чтобы к нам приходила подготовленная публика. А где её взять? Как работать с аудиторией, которая не понимает, зачем в фестивальной программе, скажем, пять «Идиотов» Достоевского? Зрителя можно и нужно готовить самим, — объяснили суть лаборатории её инициаторы.

Следующая команда озаботилась проблемой школьных театров. В планах федерального Минпросвещения — до конца 2024 года в каждом общеобразовательном учреждении страны создать такой коллектив. Но где найти для них худруков? Какие задачи будут ставиться перед этими студиями? Слушатели НТШ хотят разработать программу для педагогов школ Великого Новгорода и за следующий учебный год подготовить руководителей для ученических сценических сообществ.

Емельянов в данном вопросе посоветовал коллегам исходить всё же из интересов профессиональных театров:

— Мне кажется, что если все школьные коллективы начнут нацеливать ребят на поступление в театральные вузы, из этого ничего хорошего не выйдет. Уже сейчас на рынке переизбыток артистов. Но однозначно полезно строить работу ученических групп с целью общего разностороннего развития детей, готовить эрудированного зрителя для наших с вами постановок, — высказал мнение директор Александринки.

Он добавил, что труппы театров вполне могут поучаствовать в работе школьных творческих объединений. Артистам, которые задействованы не во всех спектаклях, не возбраняется время от времени заходить в гости к школьникам и рассказывать про театр от первого лица — о ролях, о подготовке всех цехов к постановкам, о драматургических жанрах и о многом другом в мире Мельпомены.

— Мы в Александринке в таком формате работаем с учениками, которые принимают участие в олимпиадном движении, — собираемся компанией специалистов разных сценических направлений и едем в школы. И просто ведём диалог. И всегда после такого нашего культурного десанта значительно увеличивается количество билетов, проданных на спектакли нашего театра по «Пушкинской карте», — заметил в заключение Сергей Емельянов.

Участниками первой резиденции Национальной театральной школы стали 450 менеджеров культуры и искусства, представлявшие 189 учреждений нашей страны и зарубежья.

* * *

Обучающая программа Национальной театральной школы в Великом Новгороде завершилась. Эксперты проанализировали кейсы всех команд — оценили их с точки зрения возможности реализации, бюджета, дальнейшего развития, ведь ещё одна из задач НТШ — отбор лучших проектов, их доработка и подача на участие в грантовых конкурсах.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года