Понедельник, 29 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

Наследие коллекционера

Книга содержит красочные иллюстрации, а также детальные схемы икон и подробные комментарии к ним.

Книга содержит красочные иллюстрации, а также детальные схемы икон и подробные комментарии к ним.

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

Ведущие российские и зарубежные эксперты представили в Великом Новгороде каталог русских икон середины XVII — начала XX века

В Музее изобразительных искусств Великого Новгорода состоялась презентация каталога «Русская икона середины ХVII — начала ХХ века. Коллекция Олега Кушнирского»

Коллекция уникальна тем, что все иконы были собраны за рубежом. Фотограф и искусствовед Олег Кушнирский, живущий в США, решил систематизировать лучшие образцы русской иконописи XVII — начала XX века, которые были вывезены из России за границу. Большинство из них происходит из иконописных сёл Владимирской губернии — из Палеха, Мстёры и Холуя, некоторые — из старообрядческих Гуслиц и Ветки, а также мастерских Центральной России. 

Многие из икон в собрании на долгие годы бесследно исчезли после революции. Советские искусствоведы не интересовались их судьбой, так как период их создания относится к «позднему» в истории русской иконописи. Предпочтение отдавалось работам средневековых иконописцев. Поздняя русская икона выжила благодаря спросу со стороны европейских и американских коллекционеров.

— Памятники, которые уходили за рубеж как сувенир «а ля рюсс», теперь не в чьих-то гостиных или антикварных салонах, не на рынке. Они собраны в единую целостную коллекцию. И если коллекцию невозможно вернуть, то очень трогательно, что коллекционер вложил свои силы, свои средства в то, чтобы в России появилась книга, посвящённая этим иконам, чтобы эта книга стала платформой для замечательных русских и русскоязычных исследователей, авторов, чтобы эти памятники в виде книги вернулись домой и чтобы они по обеим сторонам океана, по разным сторонам границ свидетельствовали о бесконечной вариативности, о бесконечной, затейливой, многогранной красоте русской иконы, — отметил Сергей БРЮН, генеральный директор Новгородского музея-заповедника.

Авторами издания стали искусствовед, профессор университета Чепмена (Калифорния) доктор Венди Салмонд, израильский социолог и культуролог доктор Алек Д. Эпштейн, который для презентации записал видеообращение из ныне неспокойного Иерусалима, эксперт и хранитель коллекции поздней иконописи Государственного Эрмитажа Анна Иванникова. 

— Поздняя икона в целом относительно недавно привлекла внимание специалистов-исследователей, при этом иконопись Палеха, Мстёры всегда ценилась. Мы можем наблюдать на страницах данного каталога как раз обилие икон из этих иконописных центров, что вполне объяснимо. Заинтересованный читатель откроет для себя мир «русского благочестия» среднегородской купеческой среды. Подобного рода произведения преимущественно заказывались для зажиточной прослойки общества, не все могли их себе позволить. Но при этом они отличались традиционностью исполнения. Это также выдаёт вкусовые предпочтения, скажем так, самой консервативной части общества. Иконы удивительны тем, что они дают нам многообразие и вариацию сюжетов, — сказала Анна Иванникова.

По словам сына коллекционера, директора проекта Russian Icon Collection Ильи КУШНИРСКОГО, миссия издания заключается в том, чтобы открыть широкой публике ценнейшие страницы русского иконописного наследия и духовной культуры. 

— В процессе разработки книги мне встретились чудесные люди, которые помогали окунуться в мир древней культуры, мир икон. Когда я был маленьким, видел, как папа собирал эти памятники. Для меня это было что-то мистическое. Я смотрел на его работу как на мир сказок, — поделился он своими детскими воспоминаниями.

Кстати, для семьи Кушнирских Новгород стал особенным городом, поскольку именно здесь познакомились родители Ильи Олеговича, сюда в детстве его привозила мама.

Книга — не просто каталог. В ней рассказывается о пути русских икон в Америку, об их истории и судьбе в связке с судьбами их владельцев, о том, как собиралась коллекция. Посвятив своему делу долгие годы, Олег Кушнирский оберегал и спасал от забвения прекраснейшие русские иконы, находя их на антикварных рынках всего мира.

— Создание этой коллекции для меня оказалось сюрпризом. Собрать коллекцию за рубежом гораздо сложнее, чем в России, где есть специалисты, с которыми можно посоветоваться, получить консультации. Олег Кушнирский опирался исключительно на собственный опыт, свои интуицию и талант. В результате коллекция получилась высокого уровня. Благодаря ей расширяются представления о поздней русской иконописи. И большой труд — удержать такую коллекцию и выпустить о ней книгу, — сообщил коллекционер, эксперт по русской иконе Сергей ХОДОРКОВСКИЙ. 

Презентация каталога также запланирована в Угличе и Екатеринбурге.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года