Воскресенье, 28 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Они сошлись

Зритель и актёры находятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

Зритель и актёры находятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

Фото: Марины ВОРОБЬЁВОЙ

Перед лицом зрителя театра «Малый» столкнулись Цензура и Смех 

В конце прошлой недели Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» представил премьеру для взрослого зрителя — спектакль «Академия смеха» по пьесе японского драматурга Коки Митани в постановке режиссёра Надежды Алексеевой.

Одна из самых известных комедийных пьес мастера о противостоянии автора и цензора родилась ещё в 1990-е годы. Но актуальности своей нисколько не потеряла, скорее наоборот… При том, что действие разворачивается в Японии образца 1940 года.

По сюжету молодой драматург приходит в кабинет цензора, чтобы получить разрешение на постановку комедии на основе трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» для театра «Академия смеха», в котором работает. Труппа театра специализируется на создании пародий. Но лишённый какого-либо чувства юмора и, более того, гордящийся этим цензор абсолютно уверен в себе: «Нужно отменить смех как в театре, так и в жизни». Где-то мы это уже слышали, не правда ли?

На глазах зрителя, который, по задумке режиссёра, находится на сцене на расстоянии вытянутой руки от актёров, парадоксальная, остроумная, невозможно смешная, но глубоко трагичная по своей сути история превращается в изнурительную борьбу между выразительными муками творческого процесса и торжеством человеческой глупости.

Классический поединок условного «товарища Огурцова», известного каждому русскому человеку по ставшей классикой «Карнавальной ночи», и юмора в интерпретации «Малого» выходит тонким, хрупким, оригинальным, динамичным, безусловно, зрелищным и смешным.

На остроту восприятия в спектакле работает всё: и лаконичные декорации, обозначающие узость взглядов цензора (строгий кабинет идеального чиновника и каталогизированное пространство, в которое попадает творческая натура драматурга, создавали Надежда Алексеева и Оксана Немолочнова), и нарочитые, пародийные японские мотивы, и обращение к вечным темам, понятным на любом языке мира.

Два часа, на протяжении которых длится дуэль жёстких рамок и безграничного озорного творчества, накаляют атмосферу между сценой и залом настолько, что зрителю сложно не плакать. Но при этом по-прежнему очень смешно.

А осознание того, что два антипода наконец-то поняли друг друга, впрочем, слишком поздно, накрывает уже под шум заслуженных аплодисментов.

Надежда АЛЕКСЕЕВА, режиссёр театра для детей и молодёжи «Малый»:

— Присутствие публики театра совсем близко, на сцене, рядом с актёрами, даёт происходящему некую ноту сопричастности и интимности. Это определённый способ игры и определённый способ восприятия.

Теги: театр, Малый, спектакль, Великий Новгород

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года