В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев
«Крестьянские», или аскетические, иконы двух авторов можно увидеть в арт-пространстве «Бульвар» в Великом Новгороде. Диакон Андрей БОДЬКО из Беларуси и Эля ЯРУДОВА из Пскова работают в совершенно разных техниках.
У каждого из художников — свой взгляд на традиционную иконопись, но тем не менее экспозиция, составленная из их работ, выглядит цельной и единой.
Андрей Бодько рисовал граффити. С командой единомышленников приехал в Москву, участвовал в различных выставках, проектах. А потом познакомился с человеком, который показал ему красоту христианской веры, привёл к Богу. Затем Андрей обучался иконописи в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве. Самостоятельно пишет иконы с 2009 года. За это время создал их сотни для храмов и монастырей, а также для частных коллекций в России, США, Англии, Украине, Беларуси, Германии, Австрии, Греции, Румынии и Польше.
А Эльмира Ярудова начала свой путь с обучения в классической иконописной мастерской. Но дело шло непросто. Одна из икон и вовсе осталась недописанной. По словам художницы, она чувствовала выгорание, пока не увидела в Интернете работы Андрея Бодько и других (неканоничных) иконописцев.
— Я долго наблюдала за ними, а потом попробовала сама что-то подобное рисовать, — рассказывает Эльмира Ярудова.
Чтобы объяснить, в чём «инаковость» и в то же время каноничность представленных на выставке икон, Андрей Бодько прочитал для гостей арт-пространства мини-лекцию об истории православной иконы.
— Каждый из вас — неважно, люди церковные вы или не церковные — видит, что иконы какие-то «странные». Не такие. И они действительно отличаются. Икона — язык разговора о Боге. Через икону мы показываем своё отношение к нему. И формироваться этот язык начал больше 1000 лет назад. Все иконы очень разные. В них используется особый способ изображения. Ведь как изобразить Царство Небесное? Никто не знает, но это какой-то мир, не похожий на наш. Поэтому показывают его с помощью символов, — рассказал Андрей Бодько. — Далее иконы можно разделить на княжеские — статусные, дорогие, с богатыми красками, дары-приношения Богу и Церкви. А другая часть — монашеские, или народные, иконы — от тех, кто не имеет много денег. Эта иконопись аскетическая, простая, быстрая, с открытыми приёмами. Аскетические иконы есть в каждом музее. Они всем нравятся, но никто так не пишет: это не будет продаваться. Как минимум. А вот я, Эля, ещё группа людей — нам нравится писать крестьянские, аскетические, провинциальные, открытые иконы.
По словам художников, эта культура продолжает существовать во всех странах. И неизменно находит своих приверженцев, хотя с точки зрения коммерции и невыгодна.
Теги: арт-пространство, Бульвар, Великий Новгород