Пятница, 11 июля 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Елена Кузьмина

Без коня и жизнь не та

Артист новгородского фольклорного театра «Круговина» Никита Никитин собирает хвостатую коллекцию

Расписные кони из дерева стали основой коллекции Никиты Никитина.

Расписные кони из дерева стали основой коллекции Никиты Никитина.

Фото: Елены КУЗЬМИНОЙ

Если соберётесь в областную библиотеку в Новгородском кремле, не поленитесь, поднимитесь на второй этаж — и по пути в читальный зал найдёте то, что обязательно заставит остановиться минимум на полчаса, а может, и больше. 

В витринах холла здесь работает выставка «Мой верный конь» — несколько полок уставлены десятками деревянных фигурок коней, троек, повозок и саней, запряжённых лошадьми, качалок и каталок, и рассмотреть хочется каждую. Хвостатая коллекция принадлежит новгородцу, участнику фольклорного театра «Круговина» Никите Никитину и уже не первый месяц путешествует по различным выставкам не только в Новгородской области, но и за её пределами. 

Лошадка-качалка 

Началось всё очень просто. В 2012 году Никита заглянул на ярмарку «Никольский торг» в культурный центр «Диалог» в Великом Новгороде и не смог удержаться от покупки — сегодня это, пожалуй, самый миниатюрный представитель его коллекции: лошадка-качалка, сделанная руководителем школы традиционной культуры «Параскева» Павлом Лоскутовым. «Он сейчас уже таких не делает». 

— А потом родилась идея: хочу что-то коллекционировать, — вспоминает новгородец. — Как мои друзья. Кто-то фигурки котов собирает, кто-то — колокольчики.

В России конь всегда был особенным животным. Это и надёжный помощник в хозяйстве, и преданный друг — в мирные годы и в смутные. Множество казацких песен — о коне. В день памяти святых Флора и Лавра, покровителей лошадей, этим терпеливым трудягам было принято устраивать выходной. 

— Конь был символом силы движения солнца, светлым персонажем народного фольклора, — говорит наш собеседник. 

Лошадки разных размеров всегда были лучшей игрушкой для мальчиков — и в Средние века, и в XX столетии. Маленькие фигурки коней не раз находили во время археологических раскопок в Великом Новгороде, а в семейном фотоархиве Никиты есть фото, на котором он ещё мальчишкой оседлал пластмассового коня. 

Коники мои

Коллекция Никиты становится всё многочисленней. Он помнит историю появления каждого вновь прибывшего. В собрании есть похожие фигурки, но ни одной одинаковой. Они сделаны неточной рукой человека, а не на станке, поэтому все разные. Как и их авторы. 

Отовсюду, где бывает (а ездит новгородец с «Круговиной» по этнографическим экспедициям и фестивалям много), он старается привезти нового коня. И, конечно, собрание прирастает стараниями друзей и родных, которым теперь не надо ломать голову над тем, что дарить собирателю. Он не считал, сколько сивок уже собралось на полках в его квартире, но уверен, что не меньше 90. 

Часть коников, как он называет своих деревянных подопечных, — современные творения сегодняшних мастеров. Часть — стилизации традиционных игрушек из разных российских регионов. Есть кони, сплетённые из бересты, — от руководителя студии «Новгородская береста» Владимира Ярыша. Не забыт конёк-горбунок — куда без него. Ещё часть фигурок — повторение архаичных форм. Не такие изящные, но оттого ещё более трогательные. Ничего удивительного, ведь когда-то главным инструментом для создания игрушки был только топор. 

Во Владимирской области эти игрушки так и называли — топорными. В коллекции новгородца их можно найти. Как и коней с Вологодчины, из Казани, Пскова, Архангельской области с традиционной сочной мезенской росписью в чёрно-красных цветах, из игрушечной столицы России — подмосковного Сергиева Посада, где местные мастера славились умением вырезать и расписывать коней из дерева. 

Есть в коллекции и иностранцы — несколько фигурок из Армении и Грузии. 

— В Армении найти фигурку коня на миниатюрных колёсах труда не составило, — говорит Никита, — а в Грузии пришлось поискать. Зашёл случайно в какой-то ларёк, смотрю — сидит мастер, деревом торгует. Его фигурка не очень похожа на коника, но он заверил, что это конь.

К сожалению, география российских городов, где были свои традиции создания и росписи деревянных фигурок лошадей, становится всё уже. Никита очень хотел купить коника у мастеров в нижегородском селе Новинки — не успел. В Сергиевом Посаде традиция тоже угасла. 

Тем больше у новгородца причин пополнять своё собрание новыми образцами. И на интервью он пришёл не с пустыми руками — с двумя новыми лошадками, которых тут же поместил за стекло. Кстати, выставка в кремлёвке будет работать до 30 сентября. Ещё есть время, чтобы увидеть её.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Святая и Белая Русь

Святая и Белая Русь

В музее-заповеднике открылась новгородско-белорусская выставка иконописи XVII – начала XIX веков

02.07.2025 | Культура

Новая глава

Новая глава

В Великом Новгороде возобновили реставрацию уникального храма Ильи пророка на Славне

25.06.2025 | Культура

Новые интерпретации новгородской росписи

Новые интерпретации новгородской росписи

О чём расскажут орнаменты на старинных прялках

18.06.2025 | Культура

«Вечера у Карамазовых»

«Вечера у Карамазовых»

В Старой Руссе прошло первое представление возрождённого летнего театра

10.06.2025 | Культура

Вот тебе и Егорьев день

Вот тебе и Егорьев день

Новгородские мастера обыграли в своих изделиях тему «Рогатые-бодатые»

10.06.2025 | Культура

Двигаемся дальше

Двигаемся дальше

В Великом Новгороде назвали победителей Второго фестиваля молодого кино и анонсировали третью встречу

04.06.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 09.07.2025 года

РЕКЛАМА