Каждый день бутафора не похож на другой, потому что он владеет десятком самых разных профессий
В конце ноября Новгородский театр драмы имени Достоевского созвал гостей на шумную, яркую застольную премьеру по пьесе Катерины Антоновой «Сваты». Действо разворачивается за богато накрытым «классическим» столом, на котором — и царица застолья «шуба», и бутербродики со шпротами, и оливьешка, и румяные котлетки, и каравай, всего не перечислишь! Но яства привлекут ещё больше внимания, если знать, что все они… ненастоящие. А выполнены руками талантливого бутафора, заведующей бутафорским цехом театра драмы Натальи МЕЛЬНИК. Чем не повод пообщаться?
Наш разговор с мастером шёл уже после премьеры, но параллельно с рабочим процессом: Наталья сосредоточенно и увлечённо выстругивала стилизованную, карикатурную человеческую голову из пеноплекса. Голова нужна для спектакля «Двойник» по повести Достоевского. Точнее, нужны сразу три такие головы: с разными выражениями лиц. Пока что бутафор занимается первой, но время не ждёт.
В декабре Наталья готовит необходимую бутафорию сразу к нескольким премьерам, а в разговоре вспоминает, как получила художественное образование в Новгородском училище культуры, не находила себе места по специальности, но всё же не променяла интерес к творческим сферам на более обыденную профессию.
— С поиском работы всё понятно: это были 1990-е годы, тяжёлые времена. Кому и где нужны молодые специалисты? Везде требовались опытные, чтобы знали дело, а потом не ушли в декрет. Потыкавшись туда-сюда, я пришла в Центр занятости искать вакансию. А поскольку владела навыками секретаря-референта, согласилась немного «попечатать» в Центре, параллельно подыскивая себе место. Потом в театр драмы потребовался секретарь, я сходила на собеседование и уточнила, что у меня художественное образование, работать с документами я не люблю и не хочу, люблю что-то делать руками. Меня попросили оставить резюме и номер телефона, вдруг что-то появится. Приехала домой — звонок из театра: нам бутафор нужен. Пойдёте? Конечно, пойду! Так и пришла. Там уже поняла, что такое быть бутафором.
— А что такое быть бутафором?
— Это значит уметь буквально всё. И каждый день учиться чему-то новому. Изначально у меня было направление «бутафор-декоратор». Театр сделает планшет для спектакля, а я его распишу под мрамор или стену деревянной избушки. Или что-то ещё. А потом начальник говорит: «Ты по масштабам работаешь, попробуй нарисовать задник». Я попробовала — мне понравилось. В результате получилось так, что все задники в театре закрепили за мной. А это размах. Например, горизонт 15 на 7 метров. Или кулисы. Одна — 7 метров на 4. И восемь штук таких нужно повторить. Половик тоже рисуешь. В общем, я сама сшивала ткань, грунтовала и рисовала. Ну и бутафория вся на мне осталась. Берёшь папье-маше и расписываешь.
— И прямо вот всё сразу получилось? Ведь до театра у вас была теория, а в цехе — сразу практика, практика, практика…
— Единственное, что мне помогало, — это серьёзное образование. И наши замечательные преподаватели, которые сразу сказали: мы будем учить вас не на уровне училища, освоим программу «Щуки». Вот так и осваивали четыре года. Серьёзно проходили анатомию, получали много прикладных знаний. В общем, всё пошло впрок.
— Я могу представить, как проходит обыкновенный день преподавателя, врача или строителя. А как складывается ваш обыкновенный день?
— Я в эту работу влюбилась, потому что здесь не бывает обыкновенных дней, каждый — особенный и необыкновенный. Постоянно делаешь что-то новое. То задники, то кулисы, шью, мастерю, леплю. Однообразия не бывает вообще. Как-то раз я прикинула свою работу и те профессии, что сочетаю в себе. Бутафор, заведующий бутафорским цехом, технолог по мягким декорациям, закройщица, швея, скульптор, реставратор, драпировщик, шляпник — и всё это я.
— А любимое что?
— Мне всё нравится! Всё без исключений, иначе работать в таком темпе было бы просто невозможно.
— Мы начали с того, что параллельно вы работаете с несколькими спектаклями. Как переключиться с одного на другой?
— Это опыт! Постоянно слежу, что нового происходит в моей сфере, сама сочиняю. Например, вот эта голова — вырежу форму, выдолблю изнутри, чтобы она стала максимально лёгкой, чтобы актёр мог в ней комфортно существовать и не задохнулся. А как это сделать — уже мой секрет. До этого я делала кукол для «Умки». Получила «техзадание»: массу фотографий и словесный портрет, какими должны быть герои. А потом сшила собственных Умку и Мальчика. Это была интересная и волнительная работа. «Умка» — первый по-настоящему кукольный спектакль, который театр ставит за то время, что я в нём работаю. У нашего Мальчика получилось такое лицо, что оно умеет выражать разные эмоции. Я даже сама удивилась.
— А «накрывать» настолько детально проработанный стол, как в «Сватах», уже приходилось?
— Я повторюсь: бутафор должен уметь делать всё. «Сваты» разворачиваются за праздничным столом. Стол должен выглядеть очень аппетитно и узнаваемо. Значит, берём поролон, силиконовый герметик и начинаем творить: селёдка под шубой, шпроты, булочка. Сначала всё лежит кучкой. Потом мы аккуратно раскладываем «еду» по тарелкам, где надо — подклеиваем, в другом месте — дорисовываем. А потом приходят наши артисты, вживаются в образ — и вот уже всё вкусно, ароматно и очень по-настоящему! Настоящая магия, за которой — опыт и профессионализм.
Теги: театр драмы, бутафор