Почему главный герой новгородской версии «Собачьего сердца» — не человек?
В марте Новгородский академический театр драмы имени Достоевского представил на сцене областной филармонии премьерный спектакль «Собачье сердце» по мотивам повести Михаила Булгакова. Удивительный, непонятный, волнующий и опасный мир квартиры небожителя, профессора Филиппа Преображенского режиссёр постановки Игорь ЛЕБЕДЕВ и команда показывают зрителям глазами Шарика. Шарик — пёс. Его восприятие фрагментарно. Поэтому и детали обстановки, как и черты характера и замыслы профессора, открываются ему постепенно: становятся на свои места как части пазла. Вот только полностью воссозданная картина оказывается не райскими кущами, пригрезившимися было ошпаренному, голодному, бездомному дворняге, а пыточной камерой, заправляет в которой интеллектуальный, но бесчувственный учёный-экспериментатор.
Накануне премьеры «НВ» поговорили с режиссёром спектакля о судьбе и творчестве Михаила Булгакова, параллелях между спектаклем и фильмом Владимира Бортко, вышедшем на советские экраны в 1988-м и ставшим популярным, и о моральной стороне эксперимента, на который пошёл профессор Преображенский.
— Игорь, «Собачье сердце» — не первая ваша работа с Новгородским театром драмы. До этого уже был «Мой Высоцкий». И спектакли эти — очень разные.
— Я не очень люблю повторяться. Люблю работать с разными жанрами, чтобы и спектакли были разные. «Мой Высоцкий» по замыслу — исповедальный, а «Собачье сердце» — это чудовищная история. Мы взяли жанр, прописанный Булгаковым, в афишу. У меня крутится на языке слово «хоррор», но это не хоррор. Это история разочарования в человеке, в элитах, в какой-то мере — в самом просвещении.
— С одной стороны, «Собачье сердце» прямо просится на сцену и поэтому много где ставится, с другой — тут же возникает вопрос: что делать с Шариком? В театрах на сцене время от времени появляются собаки…
— У нас нет собаки, но есть герои: Шарик и Шариков, а если точнее — Клим Чугункин, тот самый, которого подживили к дворняге Шарику. Я прежде всего рассказываю историю собаки, попавшей в руки профессора, — по её мнению, небожителя. А он использовал животное в своих целях: изувечил, приживил к нему монстра, сам первый разочаровался в своём эксперименте и вернул всё на место. Работая с текстом, мы зацепились за финальные строчки: «От мартовского тумана пёс по утрам страдал головными болями, которые мучили его кольцом по головному шву». То есть, по сути, он — инвалид. Возникает вопрос: как оценить поступок профессора Преображенского? Имел ли он право на такие эксперименты? Когда Булгаков создавал свою повесть, он писал о советской власти. Ведь за Преображенским стоит власть. И из вопроса о Шарике и Преображенском рождается другой вопрос: имели ли право элиты на такие эксперименты над страной?
— Не могу отказать себе в желании провести параллель с фильмом Бортко 80-х годов. Мне кажется, в это кино заложен совсем другой подтекст?
— Да, фильм этот совершенно про другое. Это кино своего времени. Голод по интеллигенции дошёл до того, что с неё снимали ответственность за всё произошедшее ранее. А ведь часть интеллигенции оказалась абсолютно неспособной отвести страну от катастрофы. А часть поддержала эксперимент, от которого волосы встают дыбом, всю эту шариковщину. В общем, фильм Бортко — это фильм своего времени. В нём Преображенский, действительно, светило.
— И тем не менее большинство новгородских зрителей, которые придут на ваш спектакль, будут ассоциировать его не столько с текстом Булгакова, сколько с картиной Бортко?
— Ну, если я буду на это оглядываться, то мне проще сразу поставить фильм Бортко. Но зачем? В труппе театра служат замечательные актеры. Работать с ними интересно и приятно. Они с полной самоотдачей и азартом трудятся, открыты к диалогу, предлагают свои решения. В начале работы мы обсуждали собственные ощущения и мысли по поводу текста. Как относимся к Преображенскому, как оцениваем его поступки?
— В вашей пьесе остался первозданный дух Булгакова или это его вольный пересказ?
— Мне кажется, что я балансирую. Текст в основном булгаковский. В музыкальном сопровождении есть отсылки к словам Михаила Афанасьевича. Но тут ведь какое дело? Ты выбираешь текст. Он кажется тебе актуальным, но настоящая его актуальность проявится только тогда, когда он начнёт звучать со сцены.
— Или не проявится…
— Булгаков актуален всегда. Широта его мысли сопоставима с крупнейшими философами того времени. А по-человечески Михаила Афанасьевича, конечно, жаль: русский интеллигент в эпоху ломки всего и вся. Он всё чувствовал, предсказывал и понимал наперёд. Уже в 1925 году сказал, что советский проект себя изжил, хотя сам проект ещё только набирал обороты. «Собачье сердце» — это мой первый Булгаков на сцене. И я побаиваюсь больших его произведений. Они очень сложные.
— В Великий Новгород вы прибыли сработавшейся командой?
— Да, это так. Иван Мальгин — сценограф спектакля, Елена Чиркова — художник по костюмам. Мы с ними делали «Высоцкого». Андрей Адамовский — хореограф, или лучше — режиссёр по пластике.
— Про пластику хотелось бы поподробнее. Ведь один из главных героев в спектакле — собака.
— Более того, у нас дуэт: два персонажа, которые то сходятся, то расходятся. И один из них — собака. Нам нужно было их различить и ассоциировать. Это было решено сделать в том числе через пластику. Кульминационная сцена — операция — тоже решена пластическим способом.
— Что бы вы сказали зрителю перед спектаклем?
— Не приходите, пожалуйста, смотреть фильм Владимира Бортко. А уж совсем в идеале — прочитайте для начала «Собачье сердце». Для всякого режиссёра большая радость и удача, если зритель знаком с первоисточником. Если и у меня, и у зрителя есть эта база, значит, диалог будет выстраиваться уже на другом уровне. И зрителю будет намного легче понять, что написал классик и что сегодня хотел сказать режиссёр.
Елена КИРИЛОВА, заместитель председателя правительства Новгородской области:
— Новгородский театр драмы живёт свой 171-й сезон. Его богатая история пишется увлечёнными мастерами своего дела. Это большая ответственность и великое счастье. В первый месяц весны доблестная труппа театра драмы представила зрителям сразу три премьеры — трогательную и жизнеутверждающую постановку «Я покажу тебе чудо», спектакль на основе творчества участников СВО и жителей непокорённого Донбасса «Zона Особого Vнимания» и историю по мотивам повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Высокая самоотдача, с которой работает коллектив на гостевой сцене, поражает воображение. В этом, наверное, и заключается волшебство театра.
Теги: театр драмы, спектакли. Собачье сердце, Великий Новгород