В деревне Лякова прошёл V Межрегиональный фестиваль старообрядческой культуры. Да, уже пятый.
Что такое Лякова? Это магнит. Старообрядческое подворье, ещё пара-тройка изб, поляна для песен и игр — всё владение. Ну и кусок улицы с ларьками и палатками — это на день. И народу — вот где в прятки играть. Собственно, и прятаться даже не надо. Пятому — пять баллов. За популярность.
Крестецкими организаторами с самого начала планка была поднята высоко.
— Были серьёзные исследователи, интересные программы, — сказал «НВ» наставник местной старообрядческой общины Алексей ДЕЛИКАТНЫЙ. — Но тогда о фестивале ещё мало знали. А теперь сюда едут целенаправленно. С Северо-Запада, Урала, даже из Сибири. Люди хотят познакомиться с живыми традициями. Всех нас объединяют русская история и культура. Да и вера у нас общая, хотя имеются, конечно же, и отличия.
Лякова — не про них, отличия эти. Она как приглашение в путь. К истокам — осознанным ли, воображаемым ли. Но если уж тянет, так и затянет.
Ищи
Вот спросил я у новгородского гусляра Владислава Журавлёва: как он пришёл к такому инструменту? Учился игре на скрипке. Струны, но не те. Интересовался фольклором. Старина, но не наша — западноевропейская. А потом встретил Антона КАМЕНСКОГО, специалиста по музыкальной археологии.
— Причём на занятиях по фехтованию, — это уже добавляет Антон.
— На смычках?
— Интересно было бы попробовать, но у нас всё было традиционно.
Так или иначе их поединок закончился в пользу родной культуры. Вот Владислав, вот гусли, вот Лякова.
А вот хор Центра музыкальных древностей Владимира Поветкина направился к сцене — его выход.
Радуйся
Тенёк, скамейка, бородач — просто эталонный старовер.
— Не совсем так, — говорит, — тогда уж я скорее криптостаровер.
(Это от греческого kryptos — «тайный», «скрытый»).
Тайного старовера зовут Алексеем ГВОЗДЕЦКИМ, он петербуржец, доцент Института культуры. Собирается выступить с лекцией «О вариативности традиции». Про изменяемость древнерусского песнопения.
— Для меня было бы странным погружаться в это только как исследователю, — продолжает он. — Очень радостно соприкасаться с наследием, которое сохранили старообрядцы.
— Как вам вариативность песен, которые здесь звучат? — на поляне звучало что-то под гармонь.
— Всё просто: я разделяю радость, которая вокруг.
«Браво!» — доносится с поляны.

Кайся, но пой
Валентина НЕСТЕРОВА — московская группа «Сокол», идейный вдохновитель и исполнитель. Не в первый уже раз в Лякове.
— Очень здорово, что и участники, и гости — как единое целое. Есть ощущение погружения в другое время. Тем более что здесь нет никакого Интернета. Можно потеряться и не найтись.
— А не хотелось бы.
— Не хотелось бы потерять ту простоту, которая здесь есть. Я желаю фестивалю всяческого роста и процветания. Но, пожалуйста, пусть останется этот живой деревенский формат.
А мне хочется сказать вдогон: «Пожалуйста, приезжайте ещё!» Классно поют (и играют) Нестеровы — Валентина и Степан. Известнейшую «Ой, то не вечер» как исполнили! Как? Близко к народному оригиналу, наверное. Очень необычно. И красиво. Заслушаешься.
Между прочим, супруги — старообрядцы.
— Не классические, — говорит Валентина. — Верим, молимся. Но в джинсах ходим, всё такое... Ещё и на сцену выходим. А батюшка на исповеди спрашивает: «Так и поём, и пляшем?»
Ну, у батюшек, наверное, нынче разные мнения на этот счёт. Ведь что у нас в Лякове? Ещё раз: фестиваль старообрядческой культуры. В любом случае это транслирует открытость, готовность к общению и к той самой общей радости.
Лякова — она как приглашение в путь. К истокам — осознанным ли, воображаемым ли. Но если уж тянет, так и затянет.
Как до Пекина
Я думал, что самые дальние гости фестиваля — из Новосибирска. В общем, искал их, а нашёл тех, кто ещё дальше, — молодых китайских филологов. Вместе со своими русскими друзьями они отправились на деревенское кладбище. Им всё интересно. Жизнь прекрасна, но умирать, к сожалению, — это у нас тоже в традиции.
Сунь Бо родом из Подпекинской области, как она говорит. Учится в аспирантуре МГУ, ранее училась в Свято-Тихоновском университете. Приняла Православие, взяв при крещении имя Кирилла. В честь равноапостольного Кирилла. На её счастье, в святцах нашлась и женщина с таким именем. К вере девушка пришла через русский язык.
— Я изучаю средневековый язык, церковнославянский.
— А как вас заинтересовало старообрядчество?
— Как часть культуры. Очень важно, что староверы сохранили старые книги. Я их обожаю — и рукописные, и старопечатные. Когда познакомилась с истинными староверами, я их тоже полюбила. Там такая русская душа! Пушкин, Гоголь — это, конечно, прекрасные писатели. Но у них этого нет. Именно такой народной души. И атмосферы. Люблю всё народное — стихи, песни, заговоры.
— То, что батюшки не хвалят.
— Да! Но это же часть сельской жизни и истории.
— Вы вернётесь на родину или останетесь?
— Наверное, мне нужно будет вернуться. Я единственный ребёнок в семье, а это обязанности.
Вот так!

Мир тесен
Отец Александр (Панкратов), настоятель храма Иоанна Богослова на Витке, помог мне уточнить произношение имени китаянки.
— Я её хорошо знаю. Руководительница хора, в котором поёт Сунь Бо, училась со мною в РГГУ. И она попросила меня разрешить китаянке побывать на нашей службе. Почему нет? Христос пришёл спасти все народы. Кстати, у Русской православной старообрядческой церкви есть общины в Пакистане и Уганде.
Приедут ли когда-нибудь в Лякову из Пакистана и Уганды — это нам неведомо. Но что-то подсказывает, что популярность фестиваля в Лякове ещё не исчерпана. И, может быть, придёт время, когда начнут писать доклады про неё саму: «Деревня Лякова и её роль в… (нужное вписать)». Как-то так. Короче говоря, до встречи. Местным жителям — извиняйте, коли что. Да, и просьба ещё сохранить уличную колонку в живом формате. Так здорово охолонуться в жаркий день.
Теги: Лякова, Старообрядческое подворье, Крестцы, фестиваль, старообрядцы















