Четверг, 25 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Кино жизнь не изменит

Народный артист России Николай ДОСТАЛЬ всё-таки побывал в Великом Новгороде, забытом им при съёмках телесериала «Раскол», где новгородской натурой послужил Суздаль.

Известный режиссер встретился в «Диалоге» с любителями кино, немалой частью которых оказались представители старообрядческой общины. Их тема! И день: престольный праздник Иоанна Богослова, в чью честь освящен старообрядческий храм, со времени возрождения к жизни которого исполнилось десять лет.

Николай Досталь откликнулся на приглашение священника Александра Панкратова, между прочим, одного из самых дотошных его критиков. Отец Александр, что называется, с карандашом и блокнотом просмотрел все 20 серий «Раскола», демонстрировавшихся в сентябре на канале «Культура». Свои комментарии размещал в «Живом Журнале». Прочел их и Досталь, ему понравилось. В общем, просто сел за руль своего автомобиля и приехал в наш город. Еще и двух гостей привез на праздник — отца Леонтия Пименова, благочинного старообрядческих приходов Московской области, и Александра Антонова, руководителя информационно-издательского отдела митрополии.

«Раскол» — фильм, о котором спорят. Подчас непримиримо. Особенно интернет-сообщество. Не отпускает нас XVII век. Без него, как говорил Александр Солженицын, не было бы и 17-го года. Но фильм не о том, кто прав,  кто виноват. Он — о трагедии народа и ответственности власти за последствия принимаемых решений. Это слова самого Досталя.

Николай Николаевич, откуда появилась сама идея взяться за такой трудный вопрос, как раскол?

— В свое время на съемках картины «Завещание Ленина», посвященной  писателю Варламу Шаламову, я прочел его поэму «Аввакум в Пустозерске». Очень сильная вещь. Тогда я и задумался о расколе. По-человечески мне жаль и патриарха Никона, и протопопа Аввакума, и царя Алексея Михайловича. Все они — трагические фигуры.

— И каждый имел благие намерения...

— Этот постулат — цель оправдывает средства — стоил народу слишком дорого. Была идея: Москва — Третий Рим. Но какие методы! Вырывать языки, казнить, жечь... А ХХ век? Социализм, коммунизм... Люди — как спичечные коробки. России повезло с народом, с ископаемыми разными, но почему же с властью такая непруха?

И почему?

— Черт его знает! Говорят, наша страна создана, чтобы удивлять.

Кино — тоже.

— Кино вообще не может изменить жизнь. Лишь в той или иной степени повлиять на отношение человека к жизни. Это тот минимум, на который я рассчитываю.

—  А на вас лично отразилось погружение в духовную проблематику? После «Раскола» вы все тот же или?..

— У нас с Михаилом Кураевым, это автор сценария, был такой разговор. Я спросил у него: «А не пора ли нам с тобой как-то определить свои отношения с Богом?». Я человек невоцерковленный, Михаил и крещен даже не был. А он тоже задал вопрос: «В какой храм-то теперь идти?». Признаться, мне и отец Леонтий намекал, мол, ну теперь-то...

Я все же профессионал. Мой сынишка в пять лет так ответил на вопрос о папиной работе: «Папа не работает. Он кино снимает». Вот я и буду не работать. И в монастырь не пойду.

Ваш сценарист — однофамилец известного православного деятеля Андрея Кураева.

— Его аэродьяконом называют. В самом деле, он постоянно летает, много перемещается по стране, встречается с людьми, защищает православие.

На отзыв о вашем фильме у него тоже нашлось время.

— И отзыв хороший: «Смотрел последнюю серию. Здорово! Одним кадром сапогами Петра показана смена эпохи на имперскую».

У меня часто спрашивают о том, как отреагировала РПЦ на «Раскол». Ну не будет по этому поводу собираться Архиерейский собор. В целом, как мне кажется, нормально отреагировали, позитивно. Когда на «Культуре» обсуждение было, архимандрит Тихон Шевкунов пятерку поставил. Отец Леонтий, правда, выше оценил — на пять с плюсом.

При этом в интернет-форумах от духовных лиц немало критики в ваш адрес в связи со всевозможными, скажем так, каноническими несоответствиями.

— Да, и новгородский отец Александр немало их нашел. Но, друзья мои, это художественный фильм, дающий право на какие-то отступления, авторскую фантазию, в конце концов. Не объясняться же по каждому случаю. Вот у вас персонаж не снял шапку, хотя должен был. А у него под этой шапкой парик. Неудобно одним махом все снять. Спрашивают: почему у вас царь не настоящий? Алексей Михайлович был не худ, а тучен и скончался чуть ли не от ожирения. Ну вот не хотелось нам такого царя. Выбрали стройного, русскообразного, что ли.

И сравнительно малоизвестного? Ваш сериал — это действительно открытие многих актерских имен.

— В профессиональной среде все они хорошо известны. К тому же я видел свою задачу в том, чтобы в этом фильме на ведущих ролях были люди, которые не ассоциируются у зрителя с десятками других ролей, в которых они уже сыграли.

Николай Николаевич, а все же некоторые эпизоды и впрямь могут показаться слишком вольным толкованием эпохи...

— Вы, наверное, про обнаженную монашку?

Или сцену блуда прямо в храме. Обидно за XVII век. Ведь тогда за веру на смерть шли!

— Этот эпизод взят из житийной литературы. А монашка... Она ведь говорит, что насильно пострижена. Хотя потом она в фильме игуменьей становится. Надо же видеть развитие сюжета, а не только голую женщину. Да и сам фильм — не для одних староверов и вообще верующих людей. Он адресован широкому зрителю.

Я недавно побывал на Вологодчине, где снимался «Раскол». Эти съемки — теперь часть экскурсионного рассказа.

— Видели в Кирилло-Белозерском монастыре колокол, взятый в оградку? Он из пенопласта, но музейщики оставили, берегут. А вот на Соловках от нашего реквизита избавились тут же. Поначалу отцу Порфирию приглянулась наша лестница у Преображенского собора, которую сам же разрешил нам построить. Просил оставить. Но как только сам по ней взобрался и спустился, тут же дал команду разобрать, а то монахи ноги переломают. Мы же не строили на века.

Соловки куда дальше от Москвы, чем Великий Новгород. Почему все же ничего не снято в нашем городе?

— Город у вас замечательный! Я впервые тут. Уютный, компактный. Пешочком все обошел. Ну а на съемки к вам не приехали, потому что бюджет такой. Деньги считать надо. Ехать, чтобы снять лишь один эпизод, дороговато. Мы и Москву снимали в Суздале. Но тут другая причина: в столице, к сожалению, просто невозможно снимать XVII век.

А по какой причине сериал показали только по «Культуре»?

— Вопрос не ко мне. Говорят, что кто-то решил минимизировать риски. Страна к выборам готовится, а тут «Раскол». Но я надеюсь, что спустя некоторое время сериал сможет увидеть аудитория одного из главных телеканалов страны. На «Культуре» во время показа «Раскола» были самые высокие рейтинги. Интерес к фильму есть. Вообще, я считаю, он сам должен говорить за себя. А мое режиссерское дело помалкивать. Какое дитя родилось, такое оно и есть...

Василий ДУБОВСКИЙ
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года