Понедельник, 22 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Третья книга в металле

Отлит первый барельеф к стеле «Город воинской славы»

Типовой дом на окраине Великого Новгорода. Две двери напротив друг друга в маленьком коридоре, за которыми работают новгородские скульпторы. В мастерской, что слева, размещается Сергей ГАЕВ, в правой обитает Вадим БОРОВЫХ. Днём и поздним вечером, практически без выходных мастера занимаются изготовлением рельеф-панно для стелы «Город воинской славы».

На днях нам удалось проникнуть в святая святых и узнать, как двигаются дела.

В ряду с Тысячелетием России

Пожалуй, излишним будет напоминать горожанам, как долго шло обсуждение и утверждение шестнадцати панно с изображением эпизодов военной истории Великого Новгорода, достойных занять места на мраморных тумбах мемориала «Город воинской славы», какие при этом разгорались споры, как скрупулезно выверялись детали. Главное, что наконец в августе 2010 года утверждённые специальной рабочей группой сюжеты были отданы «на откуп» Гаеву и Боровых для воплощения их в жизнь.

— Новгороду несказанно повезло в том, что у нас есть свои талантливые скульпторы. Ведь сделанное за этот период лишь по полученным текстовым записям можно назвать полноценным художественным произведением, — не скупится на похвалы Владимир ОРЛОВ, начальник отдела по культурному наследию администрации Великого Новгорода, один из членов рабочей группы. — Я бы сказал, что с окончанием работы скульпторов у Новгорода появится третья книга, отлитая в металле. Есть у нас хорошо всем известные Сигтунские врата, которые в древности так и называли — Библия для неграмотных. Есть огромный учебник Тысячелетия Российской истории. А теперь будет иллюстрация вклада новгородцев в дело защиты Отечества на протяжении всей истории.

Подтверждают сказанное и слова академика Валентина Янина,  уверенного, что барельефы можно будет поставить в один ряд с памятником «Тысячелетие России».

В разговоры о высоком свою лепту вносит Сергей ФЕДОТОВ, представитель Новгородской дирекции по реализации праздников — искусство искусством, а ведь будущее произведение нужно как-то оценивать и оплачивать:

— После длительного утверждения сюжетов мы принимали ряд документов, что тоже заняло немало времени: технические задания, сметную документацию. Пришлось разбираться: как оценить произведение искусства? Не по весу и не по размеру. Мы запрашивали заключение экспертов, тесно работали с Союзом художников России.

В результате на изготовление барельефов из городского бюджета выделяется 10 млн. рублей, ещё 1,2 млн. должен собрать Фонд стелы «Город воинской славы». Но пока требуемая сумма не набирается.

Ещё одна проблема — время. При всём благоговении к творческому процессу и труду художников всё же хочется, чтобы стела обрела законченный вид уже к будущему Дню города, а это значит, что шесть сюжетов должны быть закончены до конца 2011 года. На данный момент в металле отлито только одно панно.

В обход подводных камней

Неудивительно, что при заданных сроках скульпторы чуть ли не ночуют в мастерских. Впрочем, о трудностях работы говорят по-мужски спокойно: техническое задание согласовывали действительно долго, историки выверяли всё до мелочей. Зато теперь за правдивость любой детали панно можно поручиться головой, и это при том, что большинство сюжетов не имеют аналогов.

Сегодня посетители мастерских восхищаются большими картонами, на которых до мельчайших подробностей прорисованы картины новгородской истории. Опираясь на собственные рисунки, мастера делают эскизы в мягком материале — глине или пластилине. С них отливается обратная форма под воск. И только с помощью восковой модели будет вылит сам барельеф.

— По-хорошему с таким панно поработать бы с полгода, но нам дают месяц-полтора, — посвящает журналиста в тайны творчества Вадим Боровых. — А между тем, процесс отливки — один из самых непредсказуемых. Он может пройти очень удачно, а может и нет… Тем более, что барельеф уже в Петербурге. Одно панно отливается четырьмя отдельными частями, потом они свариваются между собой. Конечно, это очень влияет на лицевую часть панно — приходится дорабатывать стыки вручную. В общем, в работе масса подводных камней.

Как их обойти, знают только сами мастера, и знанием своим делятся очень осторожно. Да и вообще, по признанию художников, демонстрировать незаконченное произведение — не дело.

Пока Боровых рассказывает о тонкостях чеканки, я с интересом изучаю визуализированную историю Великого Новгорода: защита Новгорода от князя Боголюбского, полководец Скопин-Шуйский, ведущий ополчение против поляков, нашествие шведов.

— Этот барельеф выполнен с топографической точностью — место действия можно определить по расположенным на заднем фоне башням кремля, — поясняет Владимир Орлов. — Мне кажется, данный сюжет будет особенно любим новгородцами. Потому что большая часть барельефов посвящена масштабным событиям, а здесь патриотизм отдельных людей, отдающих жизнь за Отечество.

История и образ

— Если честно, то некоторые эпизоды очень сильно меня мучили, вплоть до того, что чуть не были сняты, — признаётся Сергей Гаев. — К примеру, вторжение на Русь монголов и взятие Батыем Торжка. Я не понимал, причём тут Новгород, как задействовать Игнач-крест? А историк Сергей Трояновский очень точно и быстро расставил всё по местам. Торжок в 1237—38 годах — это владения Новгорода. После сожжения небольшого городка монголы остановились и не пошли дальше. Что тому причиной — никто не знает. Но вот это стояние войск, горящий Торжок на заднем плане, мощь молящегося человека в итоге слились в единую композицию — я остался доволен.

Между прочим, работа с рельеф-панно для Гаева стала чуть ли не новым знакомством с Великим Новгородом. Мастер рассказывает, что, будучи не коренным новгородцем, на протяжении 24 лет жизни в нашем городе всё же чувствовал некоторую отстранённость от него.

— А работая с барельефами, стал как-то врастать в Новгород. Ничуть не лукавлю, но что-то стало мне тут шибко нравиться, — улыбается мой собеседник и добавляет: — А хотите, покажу один из любимых барельефов?

Мы подходим к глиняному эскизу сцены в Яковицком лесу в битве под Полтавой.

— Мне нравится, что в этом сюжете есть деревья. Насмотрелся уже на каски, звёзды, чеканные лица партизан. Очень уважаю их, но природа, лес — это жизнь! Посмотрите, получилась почти картина в пластике. Сухое исполнение городов, заводов — это не то.

«Жизненную» тематику художник проводит и в других эскизах: вот Пётр, потерпевший поражение под Нарвой, руководит возведением оборонительных рубежей под Великим Новгородом. Измождённые монашествующие заняты на строительстве, за что впоследствии царь получит прозвище «антихриста», а за всей этой картиной преспокойно наблюдает пёс.

— Собака незаметно сидит под лестницей, а ведь эпизод от этого сразу становится более живым, — уверяет Гаев. — Дополняя свои сюжеты образами, я обязательно проверяю придуманное на гостях: как оценят?

Удивительно, но при том, что 16 эскизов делали два разных человека, они поразительно созвучны между собой. А чтобы исключить споры, Гаев и Боровых даже распределяли сюжеты вслепую: сложили в шапку 16 листочков и вытянули каждый по восемь. Жребий решили не перебрасывать, и в итоге каждый остался доволен.

— Конечно, бывают споры, но мы с соседом по мастерской в добрых отношениях, многие этому удивляются, при нашем-то плотном графике, — улыбается Гаев.

— Работа действительно очень напряжённая, но хочется выложиться, и мы будем стараться не подвести, — соглашается Боровых, тем более что дело, которое делается, — на века.

Мария КЛАПАТНЮК
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура