Пятница, 26 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Удовольствие от жизни

{thumbimage 150px 1}Некоторые молодые фотографы предпочитают искусство ремеслу
Редкое зрелищное мероприятие в Великом Новгороде обходится без кудрявой головы и рюкзака фотографа Константина ЧАЛАБОВА. Молодой фотограф без устали снуёт в гуще событий по нескольку часов и появляется, кажется, сразу в нескольких местах одновременно, придирчивая высматривая нужный кадр. Выйти на улицу без увесистой «зеркалки» для 21-летнего собкора РИА «Новости» по Северо-Западу почти то же самое, что для нас оставить дома мобильник. Что же заставляет «ловить картинку» и в чём секрет успешной карьеры? Об этом Константин рассказал корреспонденту «НВ».
- Как давно вы с фотоаппаратом нашли друг друга?
- В моей жизни он появился четыре года назад. Но, говоря откровенно, поначалу фотографировать я не любил. Как-то в школе на информатике мне дали задание: сделать фотографии для презентации.
Я сделал несколько фото в режиме «автомат», посмотрел, как ужасно всё снял, и подумал: «Можно же лучше!». Взял у папы старую книгу о фотографии, изданную в 1970-х, и стал её читать. Правда, зачитанных фотографов, которые пишут таблицы и запоминают формулы, я не люблю. Поэтому, отложив чтение, я вооружился плёнкой и начал снимать. Как раз плёнка и воспитала во мне любовь к жанру и репортажу, ведь плёнка стоит денег, требует проявки... Поневоле начнёшь задумываться над тем, что фотографируешь.
- А через какое время ты подумал: «У меня уже хорошо получается!»?
{thumbimage 150px 1}- Честно, такого ещё не было. И сейчас есть съёмки, которые мне откровенно не нравятся. А есть такие, что я радуюсь. На днях вот ехал по заданию в Шимск, в больницу. Дело было ранним утром: автобус шёл среди поля, вокруг туман, лошади. Я оставил больницу «на потом», выбежал из автобуса и побежал фотографировать. Получил много удовольствия. Вообще в работе с агентствами очень важно продолжать радоваться своей профессии. Снимая репортаж для РИА «Новости», мне приходится крутить в голове, что им нужно, что возьмут. Вдохновение норовит уйти на второй план. Поэтому главное, как мне сейчас кажется, - даже не умение ставить кадр, а чувство восторга, удивления окружающему и любви к людям.
- Два твоих увлечения - это репортаж и пейзажи, жанры, практически диаметрально противоположные.
- Репортажи - потому что люди всегда разные. Когда я фотографирую, особенно если работаю над историями, очень много говорю с людьми, узнаю массу нового. Учусь, нахожу темы. А природу получается снимать мало, но зато удовольствие от самого процесса огромное. Окружающая действительность всегда хороша, благодарна, красива. Работая на природе, можно по-настоящему расслабиться, просто поговорить вслух. В общем - полный релакс. С людьми так бывает не всегда.
- О фотоэтике. Работая на мероприятиях, ты стараешься быть незаметным, чтобы не мешать окружающим, или прежде всего хорошо делаешь свою работу?
{thumbimage 150px 1}- Я всегда пытаюсь соотносить взгляд зрителя со своей персоной. Правда, как-то после моей работы на танцевальном фестивале «Розетка» зрители высказали претензии по поводу того, что я то и дело бегал по сцене. Зато я снял ребятам хорошие кадры, а они об этом просили. Профессиональным операторам и другим фотографам никогда не мешаю, потому что пробовал работать в Москве и Питере, так вот там с этим очень строго. Возвращаясь к зрителю: даже если я немножко помешаю, то событие в целом они всё равно увидят, потому что кадр - он мгновенен. Поймал - молодец.
- «Молодые и перспективные» нередко ругают Новгород за его тесноту и уезжают. У тебя уже есть какой-то план?
{thumbimage 150px 1}- Мне предлагали работу в Москве и Питере, но я отказался. Я люблю Великий Новгород. Мне нравится, что это провинция, и в то же время здесь есть куда ходить. Применительно к работе могу сказать, что существенную часть общероссийских тем федеральные агентства скидывают как раз на регионы. Сбор картофеля, Пасха, ремонт дорог, сфера ЖКХ, больницы... Разумеется, всё это можно снять и в Москве, но там обо всём нужно договариваться - нередко на нескольких уровнях власти. У нас же получается оперативно и так же красочно. А за столичными впечатлениями я всегда могу съездить. Но планировать будущее всё-таки боюсь. С одной стороны, сейчас мне есть куда расти в профессиональном плане, с другой, меня так рано взяли в штат, что я думаю: не появится ли боязнь бросить хорошую работу, не стану ли за неё слишком держаться. Кроме того, я понимаю, что сейчас делаю себе имя. Но размышляя, для чего вообще нужна мне фотожурналистика, прихожу к выводу, что в первую очередь всё равно хочется делать это для себя. Пока мне не улыбается быть ремесленником и бизнесменом. Думаю, что жизнь покажет, и всё будет так, как надо.
  • Совет профессионала
Не желайте денег
- Для тренировки я бы посоветовал начинать снимать на плёнку. Даже не из-за того, что плёнка - это модно, а сейчас это действительно модно... И не из-за хорошей цветопередачи, а из-за того, что это очень сильно дисциплинирует. Работая с плёночным фотоаппаратом, думаешь головой, а не пальцем, постоянно нажимающим на кнопочку.
- Выбирая эту профессию, не желайте денег. Фотокорреспондент вряд ли заработает много. Если вы хотите ездить на крутой машине, то вам явно не сюда. Фотографию нужно любить, потому что когда думаешь о деньгах - ничего не получается.
- Больше общайтесь с людьми, от них можно узнать множество полезных и интересных вещей. Когда я в детстве смотрел на фотографии, то всегда пытался понять, а откуда фотографы вообще это взяли. Думал, что фотограф - человек, который ходит по городу и ищет удобный момент. На самом деле фотограф ищет сюжеты и истории, и окружающие люди как раз подскажут, что есть интересного вокруг. Вообще, когда идёшь фотографировать, ты должен чётко знать, что хочешь получить в итоге.
История одного снимка
Десантники на Марсе

{thumbimage 150px 1}Как-то раз я поехал в Псков снимать презентацию новой военной техники. Надо сказать, что ничего особенного там не было. Первый день провел скучно, на второй поехал фотографировать, как десантники прыгают с парашютом. Поле, где парашютисты должны были приземляться, оказалось сплошь усеянным фиолетовыми люпинами. Да ещё свет солнца такой был яркий, что всё это, казалось, происходит на Марсе. А у меня в тот день ужасно болела голова. Но я всё равно бегал по полю за вэдэвэшниками и снимал, как они падают в это поле: сами вроде пушинок с отцветших одуванчиков. После прыжков десантники шли такие радостные, улыбающиеся, с автоматами по полю цветов... Мне служба в армии в тот момент казалась сказкой какой-то. Я потом ехал в Новгород и всю дорогу улыбался, потому что сделал свои лучшие кадры.
Мария КЛАПАТНЮК
Константин ЧАЛАБОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года