Пятница, 29 марта 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

В пятнадцати годах от Веры Павловны

{thumbimage 150px 1}Известный латинский афоризм habent sua fata libelli (книги имеют свою судьбу) находит себе порой самые неожиданные подтверждения.
Случается и такое, что судьба книги становится прямым продолжением судьбы ее автора. Как, например, только что вышедшая в свет книга Веры Строговой и Людмилы Секретарь «Древние топонимы Великого Новгорода и его окрестностей».
Вряд ли найдется любознательный человек (особенно новгородец), которому неинтересны были бы утраченные смыслы сколь привычных, столь же и непонятных теперь топонимов. К примеру - что означает слово «Нередица», с которым ассоциируется один из самых красивых наших храмов, в честь чего или кого один из районов города именуется Колмово, что за Опоки такие были на Ярославовом Дворище (да не просто на Дворище, а еще и «на Петрятине дворе»)? 
Впрочем, реклама в любом случае не имела бы смысла, поскольку книга согласно условиям гранта все равно не может поступить в свободную продажу. Но во всех библиотеках Новгорода и в университете она будет обязательно.
Издание, обильно иллюстрированное фотографиями Александра Орлова, содержит 24 лаконичных очерка, в каждом из которых четко прослеживаются две составляющие: историческая справка и лингвистический анализ. И нетрудно догадаться, кому из соавторов какая часть принадлежит. Но не все, наверное, знают, что помимо соавторского паритета в этом тандеме присутствует и другое соотношение - учителя и ученика.
И еще один нюанс - имя одного из авторов на титульном листе обрамлено черной рамкой: 15 лет до выхода книги не дожила Вера Павловна Строгова.
Она, профессор кафедры русского языка, легенда пединститута (впоследствии НовГУ), в котором проработала без малого 40 лет. Только список ее учебных курсов занял бы непозволительно много места, не говоря уж о перечне научных публикаций, коих насчитывается не менее сотни (в том числе 12 выпусков знаменитого Новгородского областного словаря). Что же касается бывших студентов Веры Павловны, сеющих «разумное, доброе, вечное» по всей территории утраченного Союза: это и вовсе никакому учету не подлежит. В их числе на заре 60-х была и студентка историко-филологического факультета Людмила, будущий соавтор своего педагога.
- Она очень любила молодежь, относилась к нам тепло и снисходительно, - вспоминает Людмила Андреевна Секретарь. - Может быть, потому что собственных детей, собственной семьи у нее никогда не было: всю свою одинокую жизнь она полностью посвятила науке и преподаванию.
- А как возникла идея совместной книги?
- У Веры Павловны еще в 1993 году вышла небольшая брошюра под тем же названием - «Древние топонимы Великого Новгорода и его окрестностей». А спустя два года она вдруг обратилась ко мне с предложением написать на основе этой брошюры совместную книгу, в которой мне надлежало к ее лингвистическим изысканиям добавить свой исторический материал.
- Долго работали?
- В течение года, с 1995 на 1996-й. Я приносила ей свои рукописи (которые она потом компоновала в текст), она показывала мне свою, лингвистическую часть: и то и другое мы обсуждали, подбираясь постепенно к общему решению. Пересмотрели весь список из ее брошюры - что-то убрали, что-то добавили.
- А работалось как?
- Очень слаженно, задушевно и легко. Работали мы у нее дома, а жила она в двухкомнатной «хрущёвке» напротив Дворянского собрания (в доме, где когда-то «Детский мир» был, а потом «Чародейка»). Вера Павловна вела очень аскетичный образ жизни: не баловала себя изысканными яствами, довольствовалась весьма скромной обстановкой. Ей вообще мало что было нужно. Единственная роскошь в доме - книги. Работали мы в ее кабинете: все словари под рукой, тепло, уютно - лучше не придумаешь. Потрудившись как следует, беседовали за чаем - но уже не о топонимике: при всей своей аскетичности Вера Павловна ни в коем случае не была «ученым сухарем», ей многое было в жизни интересно.
- Но книгу-то закончили?
- Да, и даже отдали в печать, в университетскую типографию. Но вскоре Вера Павловна очень тяжело заболела, и в том же 1996 году умерла...
Если при жизни профессора Строговой с ней все-таки приходилось считаться, то после смерти эта необходимость отпала. Нет человека - нет проблемы: издание без каких-либо внятных объяснений было приостановлено, а рукопись то ли утеряна, то ли выброшена за ненадобностью. Тем бы и закончилась судьба книги, даже не начавшись, если бы у Людмилы Андреевны не сохранился рабочий экземпляр - машинописный текст, густо расцвеченный рукописными правками обеих авторов. И ждала эта рукопись своего часа долгих 15 лет.
- Когда меня включили в состав топонимической комиссии, я рассказала о нашей книге заместителю председателя городской думы Елене Федоровне Филипповой, которая эту комиссию возглавляет. И у нее возникла мысль о публикации - она очень живо прониклась идеей необходимости разъяснять новгородцам смысл местных топонимов.
- Это естественно - не зря же она возглавляет топонимическую комиссию.
- Не только: Елена Федоровна, как выяснилось, тоже училась у Строговой. И с публикацией она очень мне помогла. Правда, рукопись снова пришлось готовить к изданию - написать новые введение, заключение, уточнить библиографию, переработать всю систему примечаний.
- В книге рассмотрено всего 24 топонима - дальше по этой теме будете писать?
- Нет: топонимика - интереснейшая тема, но не моя. Признаюсь честно: главным стимулом моей работы была даже не научная ценность книги, а желание довести труд Веры Павловны до конца.
Алексей ГЕОРГИЕВ
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Новгород занимает особое место в творчестве Анатолия Васильева.

Акварель и серебро

Какой получится выставка, если на ней соединить изобразительное и ювелирное искусство?

13.03.2024 | Культура

Спросите у «Совести».

Весеннее настроение создала в Демянске художественная выставка, хотя она и «Вне времени»

Наверняка были желающие спросить художницу Ольгу Гусеву и о том, почему люди на её картинах похожи на кукол — у них нет ...

06.03.2024 | Культура

Подготовка к постановке спектакля началась ещё в 2023 году. В октябре заведующая музеем Евгения Дронникова, автор проекта Алексей Ведяничев и художник Кирилл Волков приезжали в Гверстянку, чтобы «привязать» сценарий к историческим интерьерам.

Воспоминания старого портрета

О тайнах «английского замка на Мсте» расскажут боровичанам его обитатели

21.02.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.03.2024 года