Суббота, 23 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

«Если я выживу, Господи…»

Зимой 1945 года юный связист-артиллерист Евгений Фёдоров дал обет служения

В 20 лет так хочется жить! Но вокруг бушует война. Каждый день — смерть, смерть. Ты понимаешь, что если не завтра, то через неделю или позже может настать и твой последний день. А так хочется посмотреть, каким же будет этот мир без войны.

Это было где-то под Варшавой. Евгений вместе с товарищем шёл на поиски радистов, не вернувшихся с задания. Шёл и разговаривал с Богом. Просил оставить в живых. Потом спросил себя самого вслух: «Чем же я смогу его отблагодарить?». И ответил: «Может, послужу тебе, Господи!».

И он действительно послужит. 56 лет! В разных храмах Новгородчины. Случалось переезжать по той лишь причине, что власти вешали на двери церкви замок. 40 лет он был настоятелем Троицкого храма в деревне Перетно Окуловского района. День в день. На Покрова провёл первое богослужение, на Покрова же была и последняя его проповедь.

Протоиерей Евгений Фёдоров прожил долгую жизнь. Этим мартом ему исполнилось бы 98 лет. Но в прошлом году отец Евгений отошёл ко Господу. Согласно его воле похоронен в родном Порхове.

До войны он успел закончить только 9 классов школы. Его родители Матвей и Александра Фёдоровы придерживались старых традиций — сына воспитывали в вере, в церковь водили. Но священников у них в роду вроде не было.

Не сразу вспомнил Евгений в мирное время об этом своём «послужу». Годы спустя, оглядываясь и размышляя, он собирал воедино те случаи и события из биографии, которые, и он в этом уже не сомневался, подводили к делу всей жизни.

Однажды дома у Фёдоровых оказался гость — странствующий старец Феодор. Дом этот построил отец, взяв ссуду. Словом, жизнь налаживалась. Семья посещала в Порхове церковь Иоанна Предтечи. Настоятель храма отец Николай и посоветовал Евгению, мол, пригласи-ка этого старичка. И вот за беседой старец Феодор вдруг и спросил: «А хотел бы ты стать священником?». И, не получив ответа, добавил: «Хочешь или не хочешь, а призовёт Бог — пойдёшь!».

Потом был ему необычный сон. Видел себя в восточном городе, на многолюдной площади. Он зашёл в один из глиняных домов. А кто-то — следом за ним. Обернулся — красивая женщина. Спрашивает: «На что жалуешься?». Почему-то сказал, что на глаза, хотя зрение имел хорошее. «Смотри вверх! — велела. — Выше! Ещё выше!». Он будто перевернулся и снова оказался на площади. Всю жизнь был убеждён, что видел во сне Богоматерь.

А ещё — воспоминания, куда без них? Война являлась ему не в грохоте и славе, она будто тихо говорила: ты же спасён…

Церковь Святой Троицы в деревне Перетно. Фото из личного архива Михаила Фёдорова

— Мне кажется, что помню рассказы отца наизусть, — говорит Михаил Фёдоров, сын Евгения Матвеевича. — Он не ходил на митинги и встречи, но иногда вспоминал войну дома, в кругу семьи.

Вот одно из таких воспоминаний в пересказе Михаила Евгеньевича:

— Он не говорил, в каком это было городе. Знаю только, что в Германии. Авианалёт застал его с товарищами в пустом двухэтажном здании. Бомба угодила в угол здания, рядом с ними. Яркая бело-оранжевая вспышка, разлетевшиеся по сторонам лучи. Бух! Когда стал приходить в себя, то первое, о чём подумалось: «Я цел или?..». Ощупал голову, руки, ноги — на месте. И ещё раз, будто не веря. Бомба же. Их там трое было. Один убит, другой ранен, а у него — ни царапины.

Рассказывал Евгений Матвеевич, как попал под сильнейший миномётный огонь. Тянул связь, а немцы как раз принялись окучивать квадрат. Одна мина, другая, и понеслось! А где в поле укроешься? Он побежал и почти тут же буквально провалился под землю. Когда всё стихло, ребята из его артполка бегут: «Женя, Женя!». «Да тут я», — отвечает. Оказалось, что угодил в пустой блиндаж. Как раз в крыше дыра была человеку упасть. На неё он и «наступил» в темноте.

Про фронтовые будни Евгений Матвеевич говорил. Про то, как огорчил его с товарищами день 2 мая 1945 года. Увидели танки со знамёнами, обрадовались: ну всё, наверное, Победа! Потом по рации сообщили: капитулировал Берлин. Вздох разочарования: Берлин и так уже никуда не делся бы…

А вот за какие боевые отличия был награждён медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны II степени, об этом и сын фронтовика нам не скажет. Не рассказывал про это Евгений Матвеевич. Вот и сайт «Память народа», замечательный подсказчик, в данном случае почему-то отсылает нас в архив. К слову, Евгений Фёдоров был награждён также медалями «За взятие Варшавы», «За победу над Германией». Есть и награда за Берлин, где для него и закончилась война.

«Послужу Тебе» — отец Евгений исполнил свой обет полной мерой души и своей земной жизни.

Пастырское служение протоиерея Фёдорова отмечено орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени и орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени, вручаемым обычно только архиереям.

Свои труды на духовном поприще он начал в 1959 году, будучи рукоположенным в диаконы в Никольском соборе Новгорода. Спустя всего неделю в Боровичах на праздник Крещения он был рукоположен в священники.

Столь важному повороту в судьбе предшествовали попытки получить духовное образование. Он ездил в семинарию Троице-Сергиевой лавры, но оказалось, что приёма туда больше нет. Когда же вернулся, то оказалось, что и работы в обычном смысле этого слова для него больше нет. Узнав, что он хотел поступать на учёбу в лавру, в порховском Бюро инвентаризации его просто уволили. И тогда отец Николай, давно принимавший участие в его судьбе, отправился с ним в соседнюю область, представив молодого человека епископу Новгородскому и Старорусскому Сергию.

— Отец был человеком справедливым, строгим, но любящим, — рассказывает Михаил Фёдоров. — Таким и должен быть родитель, я думаю. Следил за нашими успехами в школе. Если что-то не получалось, помогал. С какими-то трудностями по математике или физике смело можно было к нему обращаться.

— Честный, справедливый, простой, — говорит об отце Евгении староста общины при церкви Святой Троицы в деревне Перетно Татьяна САВЕЛЬЕВА.

Надо сказать, Татьяна Николаевна знала Евгения Матвеевича не один десяток лет.

— Он жил по закону, — добавляет она. — Закон этот — Божий. И много кого привёл он ко Господу, которого в юные годы обрёл сам.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Герой Советского Союза Ф.А. Харченко (справа) беседует с командирами частей 13-го стрелкового полка 2-й стрелковой дивизии 59-й армии Волховского фронта. 1943 год.

Спасал Спасителя

В январе 1944-го снайпер Фёдор Харченко нашёл на руинах Нередицы суровый лик, глядевший с укоризной

Двигаясь с высокой скоростью, небольшие группы боевых пулемётных аэросаней в сопровождении лыжников сбивали немногочисленные немецкие заслоны, не ожидавшие стремительного нападения.

Ильменский плацдарм

Неизвестные герои «ледового десанта»

К 20-летию Победы в Великой Отечественной войне танк был установлен на территории новгородского кремля, а затем перемещён в экспозицию мемориала «Освобождение Новгорода».

Летучая рота

В материалах, публикуемых под этой рубрикой, мы рассказываем о людях, но в данном случае речь пойдёт о танке. Причём об известном каждому новгородцу танке Т-70

Вместе с отрядом «Находка» в лесу вблизи деревни Васильевщина работали ребята из Великого Новгорода и Демянска.

Он сражался за Родину

В Демянском районе найден красноармеец, погибший неподалёку от своей деревни

«Сколько лет пролетело, но закроешь глаза и видишь всё-всё…»

Ну, здравствуйте, Григорий Захарович

Как заметка в газете помогла найти родственников погибшего солдата

Самуил Гольберг со своей старшей дочерью Любой.

«Если не приду, значит, меня нет»

Так сказал пленный лётчик, уходя на допрос

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА