Как заметка в газете помогла найти родственников погибшего солдата
Своего деда новгородка Людмила ИВАНОВА не видела никогда. Только на фото. Снимок старый, 1930-х годов. На нём Григорий Захарович, его жена Мария Егоровна, их сыновья и сестра с дочерью.
Красноармеец Афанасьев пропал без вести в декабре 1943-го. В семье и этого не знали. Ни жив, ни мёртв — нет человека, и всё. Только могилку младшего его сына разыскали — в Белоруссии он погиб, похоронен в посёлке Езерищи на Витебщине. А Григорий Захарович-то, как выяснилось, рядышком с соседней державой в воронке лежал. Более 70 лет.
— И вот этой весной пишет мне племянница Александра из Москвы, она у нас розыскница, и спрашивает: «А это не про вашего деда?» — рассказывает Людмила Иванова. — Нашла в электронном архиве газеты «Псковский КурьерЪ» рассказ о том, как поисковики подняли в Невельском районе останки восьмерых красноармейцев. В этой воронке были также медаль «За отвагу» и солдатский медальон.
Идентифицировать останки по найденным предметам не представлялось возможным, Но можно было установить два имени. Два из восьми — это уже много.
Текст, написанный карандашом на обрывке бумаги, читался до буквочки: «Калининская область, Великолукский район, Сивцевский сельсовет, деревня Клюшно. АФАНАСЬЕВА Мария, её муж АФАНАСЬЕВ Григорий Захарович, 1901 года».
Найти близких солдата поисковикам из отряда «Патриот 60» не удалось. Григория Захаровича торжественно похоронили в братской могиле. Вместе с однополчанами, разделившими с ним в 1943-м могилу-воронку. Вместе с другими двумя сотнями воинов Великой Отечественной, поднятыми поисковиками в ходе Вахты Памяти. Было это в канун Дня Победы в 2016 году.
Весной 2017-го к псковским журналистам обратился Кирилл Шляц, командир невельского отряда: а вдруг публикация в газете как-то поможет? Вдруг в каком-нибудь другом районе области живут родственники солдата? И надо же, пусть окольными путями и через несколько лет, но заметка «Ищем родственников бойца Афанасьева» сработала! Не только военные документы помогают пролить свет, иногда это делают и газетные архивы. К удивлению самих журналистов. Но это, конечно, был очень приятный сюрприз, о котором наши коллеги рассказали своим читателям (https://www.province.ru/pskov/podrobnosti/nevel-luki-novgorod-ili-chudesa-vojny-vnuchka-nashla-svoego-deda-cherez-shest-i-vosemnol-let.html).
У Людмилы Ивановны от новости, которой поделилась с ней племянница, тут же слёзы навернулись на глаза. Что с того, что она теперь намного старше, чем дед, проживший лишь сорок с небольшим? Родной человек…
Полвека уже она живёт в Великом Новгороде. Здесь выросли её дети. Правнуки уже есть! А вот защемило, позвало, даже главного праздника было не дождаться.
За несколько дней до 9 Мая они с сыном Александром выехали на Псковщину. Нужных людей разыскали обратным порядком, обратившись в редакцию газеты. И вот уже у мемориала в деревне Спас-Бараздынь их встречает Кирилл Шляц, фотографирует, дарит оригинал медальона во фронтовой рамке.
Дедова родина — родная и для неё. Она из Великих Лук. Её отец был одним из тех, кто восстанавливал город, сильно пострадавший из-за войны. Иван Григорьевич был призван в армию ещё в Финскую. На той северной войне познакомился со своей будущей женой. Он был шофёром, привёз как-то командира в другую часть, а там молоденькая медсестра чистит рыбу у пруда. Короткая встреча, обычный разговор, но потом они переписывались несколько долгих лет.
Войну старшина Афанасьев закончил в Берлине. К слову, имеет боевые награды — орден Красной Звезды, медали. А его карельская невеста Анастасия Ивановна, медсестра прифронтовых госпиталей, шла к Победе через Крым, Австрию и Венгрию. Лишь после демобилизации они наконец встретились, создали семью.
В недавней поездке на Псковщину Людмила Ивановна с сыном побывали не только на мемориале, где упокоен их дед и прадед, но и на могилах своих близких. Навестили Марию Егоровну в Великих Луках. Вот бы добраться ещё до деревни Клюшно! Очень хочется, хотя опустела давно та деревня — поисковики рассказали. Нет в списке живых родины деда.
— А я её помню, — говорит Людмила Ивановна. — Пока бабушка там жила, мои родители постоянно туда ездили. Знаю, где стояли дома. Большая была деревня, домов 100, наверное. Где была ферма, где зеленели поля. Между них дорога бежала, километра полтора так было. Потом — лес. А ещё речка Кунья там есть. Красиво было. Кажется, я в седьмой класс ходила, когда родители забрали бабушку в город. Сколько лет пролетело, но закроешь глаза и видишь всё-всё…