{mosimage}
Чтобы вернуть Волхову глубину 15-летней давности, потребуется как минимум 60 миллионов рублей.
По официальным данным, водные транспортные пути области открыты для судоходства на 316 километров (200 миль) и предоставляют возможность выхода судов от озера Ильмень через Ладогу и Неву в Балтийское, далее через Беломорканал по Волге в Каспийское и Чёрное моря. Так выглядит часть пути «из варяг в греки».
— Гарантированная глубина реки Волхов для судов — два метра в течение всей навигации, — поясняет Виктор Силкин. — Но есть период, с апреля по июль, когда здесь могут пройти суда, требующие большей глубины, до трех метров.
Специальные суда, земснаряды, чистят фарватер Волхова постоянно, последние дноуглубительные работы в истоке главного новгородского водного пути проводились три недели назад. То, что это необходимо, подтверждается специалистами: сильный западный ветер с озера Ильмень за сутки-двое способен полностью изменить дно и посадить любое судно на мель.
Еще десять лет назад у государственного учреждения «Новгородский район водных путей и судоходства» было восемь земснарядов. Сегодня из-за плохого финансирования осталось два, втрое сократился штат. Тем не менее Виктор Силкин уверен, что «тот объем перевозок, который сегодня существует, по глубинам вполне обеспечивается».
Суда, что эксплуатирует Новгородский речной порт (тип «Беломорский»), имеют осадку от 2 до 2,5 метров. Чтобы они беспрепятственно ходили по Волхову, к гарантированной глубине требуется добавить еще не менее метра. Прокопать земснарядом такую толщу дна, по словам Виктора Силкина, специалиста с 40-летним стажем, нереально.
— За счет только дноуглубления это сделать невозможно, — говорит он. — Был опыт Кошкинского фарватера в Ладожском озере, в истоке реки Нева. Сколько там ни копали, уровень воды оставался прежним. Согласно теории гидравлики, при углублении дна «просаживается» и уровень воды. Надо покупать суда, которые бы имели малую осадку, а не реку приспосабливать под наши корабли.
Для того чтобы вернуть Волхову глубину хотя бы 15-летней давности, когда объем перевозок в навигацию достигал 5 млн. тонн, по расчетам практиков, необходимо
30 млн. рублей ежегодно. И еще по стольку же каждый год на содержание флота учреждения водных путей. Такие заявки от Новгородской области уже ушли в Министерство транспорта РФ.
— На эти деньги мы могли бы обеспечить работу судов с осадкой 2—2,4 метра, — говорит Виктор Силкин. — Однако в случае многократного увеличения объема перевозок и удаления конечных точек пути потребуется коренное улучшение судоходных условий. Это то, о чем мы мечтаем сегодня, — глубина дна до 3—4 метров. Но без серьезных изысканий и проектных работ это будет невозможно. Не исключено, что вслед за этим потребуется строительство гидротехнических сооружений, например, шлюзов..
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Владимир БОГДАНОВ (фото)