Почти 100-процентная доля грузоперевозок в Волховско-Ильменском бассейне принадлежит ОАО «Новгородский порт».
За счет чего можно превратить Новгород в крупный транспортный узел по перевалке грузов, читателям «НВ» рассказывает Виктор ПЕТРОВ, генеральный директор ОАО «Новгородский порт».
— Мы видим реальную возможность строительства на берегу реки Волхов погрузочно-перегрузочного терминала. Удобным участком для размещения такого комплекса может быть берег Волхова от поселка Кречевицы до деревни Котовицы Новгородского района. Там проходят трасса Москва — Петербург, мост через Волхов, железнодорожная ветка, куда примыкают подъездные пути с «Акрона». Будет возможность использовать и аэропорт.
— Вы, по сути, предлагаете построить новый порт?
— Не совсем. Это будет отдельный грузовой район, порт останется портом. Там появится два-три грузовых причала, на которых будут обрабатываться суда.
— Сколько, хотя бы приблизительно, может стоить такой проект?
— Мое предложение сейчас находится в администрации области. Экономический комитет получил задание губернатора подсчитать обоснование. Если говорить о полном терминале, то это несколько сотен миллионов рублей. Безусловно, в строительстве такого объекта принимать участие должны и государство, и коммерческие компании.
— В этом году перевозки того же песка заканчиваются уже в августе, задолго до окончания навигации. Это означает, что объемы заказов недостаточно велики и спроса на речные перевозки нет?
— Существующий портфель заказов мы выполняем полностью. Собственным флотом Новгородский порт может перевезти до 1,7 миллиона тонн грузов. Если потребуется больше, арендуем суда. Полагаю, что объемы перевозок будут формироваться в безусловном порядке. Речь идет не только о сыпучих стройматериалах, но и о лесе, и о продукции химического комбината «Акрон». Мы уже обсуждали с этим предприятием возможности перевозок до 100 тысяч тонн их грузов до Петербурга.
Но у нас по-прежнему проблема с глубинами на Волхове. Прямо сейчас на Пчельских порогах застрял теплоход «Беломорский-21», который должен был выполнять коммерческий контракт. Потому что Волховская ГЭС без предупреждения грузоперевозчиков сбросила воду. Поэтому в стоимость проекта необходимо включить капитальные затраты на поддержание необходимых глубин.
— Будут ли рентабельны перевозки водным путем по сравнению с доставкой грузов по суше — автотранспортом или железной дорогой?
— Себестоимость перевозки одной тонны песка по реке — 140—150 рублей. Если сравнивать род груза и объемы перевозок за месяц по железной дороге, мы перевозим дешевле. К примеру, наш флот способен перевезти двумя теплоходами за месяц 120 тысяч тонн щебня с Ладожских карьеров, а железная дорога — нет.
Единственный наш минус — то, что водный транспорт ограничен в эксплуатации по времени, мы работаем только в навигацию. Но и железнодорожники летом не справляются со всеми перевозками. В этот период мы могли бы переключить грузы на суда. Так что не скажу, что транспортировка по реке дороже.
Юлия ГЕНЕРОЗОВА