— Половина работы над Генпланом — это создание информационной основы. В нее нужно заложить все те сведения, которые есть о городе. Это действительно десятки слоев — водоохранные зоны, зоны культурного наследия, радиоактивный фон, карта собственности и прочее. Нам пришлось собирать планы крупных предприятий в перспективном развитии, плюс железная дорога, плюс городские магистрали, на которых измеряли загруженность. Короче говоря, создана колоссальная информационная база. Могу сказать, институт под содержание секретной части даже вынужден был получить специальную лицензию.
По времени это заняло больше года, но сейчас я могу сказать, что на 60 процентов Генплан готов. Сегодняшний Генплан — это особым образом сгруппированная информация.
Хочу отметить, что сам Генплан не является документом. Мы выиграли тендер на разработку его юридического сопровождения, если можно так сказать, — «Правил землепользования и застройки», которые как раз и базируются на Генплане. Именно они будут проходить общественные слушания и утверждаться городской Думой. По контракту мы его сдадим зимой, но некоторые части, например, транспортную схему, мы уже обсуждали с общественностью.
— Какова идеология нового документа? Есть ли так называемые «три кита», на которых строится Генплан?
— Радикально новым Генпланом мы не изменим облик города и его границы. Три главных района города так и останутся — Торговая и Софийская сторона, Западный район. Из нового — мы закладываем сокращение доли промышленных территорий, во всяком случае, в центральной части города и в районах, сопряженных с жильем. Эта тенденция уже прослеживается: возьмите бывшие заводы «Волна» или «Планета». Одновременно для предприятий будут создаваться промышленные зоны в северной части Новгорода и в глубине улицы Нехинская. Еще с советских времен там, кстати, остались большие площади, занятые складами. Скорее всего, на их месте, где есть коммуникации, и будут развиваться технопарки.
— А как же площадки в сторону Синего моста по улице Державина?
— Этот кусок как промышленная зона, по мнению наших проектировщиков, существовать не должен. В крайнем случае, там место зоне обслуживания производства. На самом деле здесь начинаются владения Новгородского района. Мы как раз подошли ко второму глобальному вопросу: нельзя рассматривать развитие областного центра без сопряжения с его пригородами. До сегодняшнего дня не удалось убедить районные власти в том, что план развития Новгородского района необходим для всех. Например, крупные транспортные артерии, которые питают Великий Новгород, идут по территории Новгородского района. Как и что там построят в среднесрочной перспективе, мы не знаем, и это затрудняет планирование транспортной схемы областного центра. Или взять экологическую составляющую: научный подход требует знать суммарный выброс вредных веществ на этой территории, что дает определенные ограничения для той или иной застройки — хоть рекреационной, хоть промышленной.
— Основные жилые массивы в Новгороде находятся по обе стороны реки, предприятия и крупные торговые или развлекательные центры рассредоточены по городу также на разных берегах, причем неравномерно. Таким образом, горожанин пересекает или Волхов, или железную дорогу как минимум два раза в день. Как обеспечить комфорт?
— Спасибо за вопрос, потому что ответ на это в нашем документе действительно есть. Мы предлагаем в течение длительного времени, конечно, построить около 30 так называемых общественных центров. Причем они будут разного уровня и значения — городские, микрорайонные. Сюда должны входить библиотеки, кинотеатры, торговля… Поэтому сейчас мы вносим корректировку в зонирование уже существующих территорий, чтобы они не подвергались застройке. Я могу назвать предварительно самые близкие по времени — на улице Щусева, в конце Большой Московской, на Псковской.
— Горожане много говорят о мостах. По слухам получается, три моста пишем, два в уме.
— Мы говорим о 20-летней перспективе, но должны предвидеть то, что можно построить и через 30 лет. Целесообразность постройки надземных переходов никто не ставит под сомнение. Может быть, к этому времени мы будем говорить не только о мостах, но и о туннелях под Волховом.
Генпланом мы закладываем три будущих моста. Где они точно будут располагаться, предстоит сделать выбор городской власти при помощи экспертов. Наша задача как проектировщиков — решить существующую транспортную проблему, сверхзадача — избавить потомков от транспортного коллапса.
Юлия ГЕНЕРОЗОВА