Хорошее настроение
Такое настроение мы чувствовали везде. А ведь буквально несколько лет назад информационные ленты разносили вести о том, что Новгородский речной порт движется к банкротству. Но вот — выплыли…
А к слову сказать, в Пскове, например, на реке Великой тоже был порт, да мало от него что осталось. Да и вообще по Северо-Западу России слышно только про Санкт-Петербург и Великий Новгород ещё, который старается изо всех сил развиваться.
Летом прошлого года ОАО «Новгородский порт» закупило четыре грузовых теплохода «Беломорский» грузоподъёмностью в тысячу тонн каждый, и теперь речники связывают с их эксплуатацией большие надежды. Теплоходы не новые, но новгородцы в состоянии их отремонтировать и поддерживать в работоспособном состоянии, потому как собственная ремонтная база, как крепкий тыл, ещё на плаву. Новая техника в арсенале речного порта также имеется: землесос производительностью 800 кубометров в час, плавкран, экскаваторы японского производства.
На слипе (ремонтном доке) мы как раз застали «Беломорский-21». До спуска на воду ему остались, как нас заверили, считанные дни. Капитан корабля Владимир Иванов уже весь в нетерпении. В порту в общей сложности он отработал уже более 30 лет.
— Самое радостное для меня — это видеть, как жизнь в порту снова оживает, — говорит Владимир Петрович. — Речная душа не приемлет болотной стагнации.
Волхов-труженик
Новгородский речной порт — крупный перевозчик минерально-строительных грузов для нужд Новгородской и частично Ленинградской областей. Объем перевозимых ими грузов в прошлом году вырос до 1 миллиона тонн, и в этом году будет перевезено, по всей видимости, не меньше. Для сравнения: ещё совсем недавно, в 2003—2004 годах, когда как раз менялся собственник, перевозили за навигацию по 400—500 тысяч тонн, а в треклятые 90-е и вовсе по 200—300 тысяч тонн.
Геологам заказана разведка новых месторождений песка. Новгородское подводное царство, как уверяют разведчики, вычерпано ещё далеко не до дна.
— Сегодня речники уверенно смотрят в будущее, — рассказывает заместитель генерального директора предприятия Евгений Котов. — Строительная отрасль на подъёме, и тем, кто возводит жилые дома, строит и ремонтирует дороги, требуется всё больше материалов.
Новгородские речники добывают, промывают и доставляют потребителям три сорта речного и озёрного песка. Ловать, Мста, Волхов богаты этим полезным ископаемым. Они же есть и «дороги», по которым доставляется груз.
Импульс возрождения
Когда в мае этого года в областной администрации проходило совещание, посвященное вопросу развития внутреннего водного транспорта, вопрос стоял однозначно: область намерена возродить водный транспорт. Губернатор Сергей Митин говорил о том, что сегодня для повышения конкурентоспособности выпускаемой в регионе продукции, поставляемых потребителям изделий и материалов целесообразно снизить затраты на их транспортировку за счет поставки грузов именно водным путем. Необходимо наращивать объемы и перевозить по рекам не только песок, но и лес, и другие грузы. Стратегическая задача при этом — строительство погрузочно-разгрузочного терминала на берегу Волхова для организации смешанных грузовых перевозок водным и другими видами транспорта. Шла речь у областных руководителей и о развитии пассажирского, прежде всего туристического транспорта по рекам.
Перспективы у старейшего новгородского предприятия действительно есть. Например, с развитием аэропорта совместного базирования в Кречевицах забрезжила надежда, что близ Великого Новгорода будет расти терминал мультимодальных перевозок, и часть грузопотока на себя возьмёт речной порт. Уже сегодня он готов перевозить щебень, минеральные удобрения, фанерный кряж. Водные сообщения при достаточном внимании к ним могут оказаться более выгодными по сравнению с автомобильным и даже железнодорожным транспортом.
Но пока главная забота — лес да стройматериалы. Песок новгородские речники доставляют в Старую Руссу, Парфино, Чудово, Кириши, а балансовый кряж на новых теплоходах через Ладогу везут на целлюлозно-бумажный комбинат в карельский Сегеж и даже до финского порта Сайма. За год перевозят до 35 тысяч кубометров леса.
Численность работающих в порту также постепенно растет, и на сегодня она достигла 250 человек. Средняя заработная плата традиционно выше, чем в среднем по городу.
— Есть у нас и трудовые династии, и мастера, у которых многому можно поучиться, — рассказывает начальник отдела кадров предприятия Светлана Рахманинова. — Всё же работать у нас очень интересно и привлекательно. Мало кто знает, например, что у нас можно обрести редкую специальность — мореход-речник. Есть должности, связанные с необходимостью получения визы, а потому работникам выдают паспорт моряка с присвоением квалификационного свидетельства международного уровня.
Москва озёрная
Хорошо знакомые новгородцам пассажирские теплоходы «Москва-101» и МО-28 («Москва озёрная» — так переводится, оказывается, эта аббревиатура) и этим летом встали у причала в очередь за туристами. В будний день их, правда, маловато, и речные суда лишь три-четыре раза разминают винты в часовой прогулочной поездке до Ильменя и обратно. Билет по стоимости всё же кусается, но и речников понять можно: топливо тоже дорожает.
Капитан теплохода «Москва-101» Николай Мурашов рассказал корреспондентам «НВ», что в этом году удалось поменять и второй мотор на судне. Полный комплект спасательных жилетов — тоже с иголочки. Следовательно, жизнь у речников впереди долгая, работы много.
Владимир БОГДАНОВ (фото)