Белые придут — грабют, красные придут — тоже грабют
Рост цен на основные продовольственные товары, который мы наблюдали в первой половине ноября, все же остановился. Центробанк РФ успокаивает, называя действие факторов, повлиявших на скачок, кратковременным, и прогнозирует стабилизацию цен.
Заходя почти каждый день в течение прошлой недели в магазины, я фиксировала одни и те же суммы в ценниках на молоко, сметану, яйца, овощи. К слову, в отдельных супермаркетах десяток яиц можно было купить за 46 рублей. Это обнадеживает. Но хочется все же понять, что стало причиной резкого повышения стоимости продуктов первой необходимости?
ФАС России по-прежнему верит и внушает нам, что ценового сговора производителей нет. Во всем, дескать, виноваты рост затрат предприятий на энергоносители, логистику, налоговое бремя, неурожай зерновых и овощей. Но в этом году издержки предпринимателей росли поэтапно, и, по логике, также постепенно должны меняться отпускные цены. В реальности за две недели октября на 30—40% подорожали яйца, несколько меньше — картофель, капуста, молочные продукты.
Чтобы разобраться, кто и как накручивает суммы, корреспондент «НВ» бросилась в сети «Квартала». По словам заместителя руководителя коммерческого отдела Руслана СОЛОВЬЕВА, по закону торговая наценка на социально значимые продукты питания (24 наименования, в том числе — молоко, хлеб, яйца, картофель, свинина, кура) не должна составлять 10%, на детское питание — не более 19%. Остальные товары — на усмотрение продавца. «Наша накрутка на яйцо в последний месяц из-за резкого скачка входной цены составляет всего два процента», — объяснил он.
Значит, птицефабрики повели себя так дерзко? Специалисты оправдывают дерзость: предприятия, ориентированные на крупных сетевых ритейлеров, заключают с ними годовой договор с указанием объемов поставок и единой на весь период действия документа отпускной стоимости. Затраты производителей действительно в этом году значительно выросли, а соглашения подразумевают лишь небольшую корректировку. Поэтому птицефабрики, и не только в нашем регионе, по-прежнему дешевле отдают товар федеральным гипермаркетам, для других же резко подняли цену, чтобы сократить свои затраты.
— Надо еще заметить, что некоторые новгородские производители не желают гибко подходить к формированию цен, — продолжает Соловьев. — Так, ЗАО «Лактис» с июля последовательно увеличило расценки на свой товар на 30 процентов, мотивируя это нехваткой сырья. При этом в наших магазинах в Новгороде представлена, например, молочная продукция ЗАО «Корона» из Боровичей, отпускная цена на которую поднялась всего на 10%. Казалось бы, регион один, значит, и проблема с нехваткой молока одна у всех переработчиков. Однако боровичский завод активно ищет сырье по всей области и за ее пределами и находит, а крупнейший региональный завод просто идет по пути увеличения накруток на свою продукцию. Так что стоимость продуктов питания на прилавках во многом зависит от того, какую ценовую политику проводят производители.
Продавцы в магазинах подтверждают: ценники стабилизировались. По отдельным позициям есть даже небольшое понижение. Но как долго продлится затишье?
Владимир БОГДАНОВ (фото)