У фермера Дмитрия ПЛОТНИКОВА всё расписано пятилетки на три вперёд
Чего не предусмотрено в его программе, так это обратного хода. В город больше не собирается. От слова совсем.
Свой первый агропроект он нарисовал. В виде животноводческой фермы неподалёку от родительского дома. Без малого двадцать лет назад. В армии ещё.
— У меня товарищ был из Великих Лук, — вспоминает Дмитрий, — вот мы на пару с ним и фантазировали, как откроем своё дело. Я всё-таки вырос в деревне. И в моём восприятии она с любой точки зрения здоровее, чем город.
Мечты мечтами, а после армии поехал он к тёте в Самару, поступил в школу милиции. Служба, как он говорит, не зашла. Вернулся на Новгородчину, стал заново искать себе точку опоры. Много чего было, но не суть. Теперь у него КФХ. И построил-таки, что рисовал.
Вернее, строили всей семьёй. Компактную такую фермочку, но свою. Дмитрий мотался по выходным из Новгорода в своё Новоселье — деревеньку на берегу Ловати. Брат Андрей помогал. Ещё и отец, будучи на седьмом десятке, вместе с сыновьями заливал бетон. Работа ему была в радость. Правду сын обещал: «Батя, береги себя, будет у тебя ещё и трактор, и хозяйство!». Вот так зарождался семейный бизнес.
— Но тогда, несколько лет назад, у меня и в мыслях не было, что придёт время, и государство станет нас, крестьян, поддерживать, — говорит Дмитрий. — Причём весьма ощутимо.
Сегодня КФХ Плотникова Д.В. строит в соседней деревне Коровитчино другую ферму. Побольше. И не на собственном трудовом энтузиазме, а с привлечением подрядчика. До конца года, как надеется Дмитрий, работы будут завершены.
— Если всё будет в ёлочку, то нарастим дойное стадо примерно до 60 голов.
Об этом не было бы и речи, не получи Плотников грант — 8 миллионов 500 тысяч рублей.
— Конкурс для меня был — как для студента трудный предмет, — признаётся Дмитрий. — Одной-двумя попытками не отделался. Чуть-чуть не хватало баллов. Но это — тоже опыт.
Крестьянин он образованный. После школы закончил училище в Старой Руссе, получив специальность сельхозмастера. А теперь у него есть ещё диплом специалиста по управлению аграрным бизнесом и кооперативами.
Убеждённый сторонник кооперации:
— Небольшие КФХ — как пальцы. А кооператив — это уже кулак! У каждого из нас могут быть свои особенности, специализации, но вместе мы образуем самодостаточную производственную единицу.
СППССК «Старорусский край» — это как раз пять пальцев. Большой — Игорь Лаврентьев. Он постарше, поопытнее. Ему и в председатели. Так они решили.
— Я сам когда-то присматривался, как Игорь ведёт дело, — говорит Дмитрий. — Вот у него три коровки, вот десять, вот двадцать, вот и грант…
Сейчас товарищи кооператоры дружно и с большим интересом наблюдают за ходом работ в здании бывшего детского сада. Интересная история: появился инвестор, который готовится открыть цех по переработке молока. Собственно, само молочко и познакомило наших фермеров и инвестора. Бизнесмен отдыхал на Старорусском курорте, а кооператив по договору поставляет туда натуральную продукцию.
Молоко, сметана, сыры, ряженка, йогурты — подходящая такая линейка продуктов намечается. При этом для Плотникова расстояние от фермы до цеха будет полкилометра или чуть больше. Это просто рукой дотянуться. Тогда как сейчас он отправляет молоко на переработку аж на границу Холмского района с Тверской областью. Транспортный рукав — порядка 140 километров.
Чем дальше, тем дороже — закон такси. Но ещё не так давно фермеры, как говорит Дмитрий, бегали с банками. Теперь всё цивильно — в упаковочке. На спрос не жалуются: натуральный местный продукт расходится без остатка. Цены? Допустим, на сметану — 130 рублей. Но это 450-граммовая баночка. При жирности 30%.
Похоже, будут желающие присоединиться к «Старорусскому краю». Дмитрий предполагает, что где-то к зиме процесс и пойдёт. Как разъедутся отдыхающие и дачники, так и с молочком на разлив проблемы.
А у кого их нет? Те самые восемь с половиной миллионов Плотников получал при одних ценах, а теперь — другие. Все материалы подорожали. Пришлось поднапрячься, ещё добавить собственных средств, включить «помощь друга». Дело движется, и это главное.
Дмитрий вспоминает — застал ещё — совхозные времена. Хозяйство было крепкое, сёла — многолюдными. Народ в основном был работящий. По сию пору взять на работу бывшего совхозного механизатора — беды не знать. Если это — нормальный мужик, не выпивоха. Правда, мужику тому — под 60 уже. А кто за ним? Надо же думать, кто будет трудиться на ферме, кто будет обрабатывать землю. Плотников, кстати, участвует в программе «Новгородский гектар». Среди молодёжи желающих трудиться на селе очень мало. Главное, чем можно заинтересовать, — зарплата. И это нормально: труд должен оплачиваться достойно. 20 тысяч даже не рассматривается. 40–50 — другое дело. Кто-то и из города поедет. От этого и надо «плясать».
Своё хозяйство — это и без банок с молоком непрерывный бег. Невозможно организовать дело раз и навсегда. Постоянно надо что-то совершенствовать, чего-то добавлять. Плотников с партнёрами уже прощупывают другие регионы, предполагая расширять рынок сбыта. Выгоднее всего, конечно, в столицах. Но там сразу нужен большой объём.
Дмитрий вполне допускает, что успех его КФХ и СППССК «Старорусский край» может стать толчком для развития. Больше сельхозпроизводителей — больше рабочих мест. Шанс для деревни.
Дмитрий вполне допускает, что и его КФХ и их СППССК «Старорусский край» — для кого-то как экспериментальная площадка. На него, на его партнёров смотрят. Как раньше смотрел он сам. Их успех может стать толчком для развития вширь. Больше сельхозпроизводителей — больше рабочих мест. Шанс для деревни.
— Мне жена говорит: ты же такую дорогу прошёл. Поделись, заведи блог. Я ей: «Лёльсанна, когда?!». Реально нет времени. Но когда ко мне кто-нибудь обращается с вопросами, тут уже, как говорится, чем могу. Всегда рад. Мне нравится, когда у людей есть искра в глазах. Вот хочется им что-то создать. Я же сам такой.
Супруга Дмитрия Викторовича — вообще-то Ольга Александровна. И вообще-то — программист. И поначалу не особо радовалась переезду на село. Понадобилось время на «акклиматизацию». Теперь другой жизни уже не представляет. Буквально сейчас работает мамой — нянчит маленькую Алису.
Пока молодые живут в родительском доме. Но в деревне Новоселье будет ещё новоселье. Дмитрий мечтает о настоящем деревенском доме:
— Это должен быть сруб. И обязательно мшёный. Дом будет просторный, у меня же много друзей. И с армии ещё, и вообще по жизни. Когда они приезжают к нам из своих городов — эмоции зашкаливают. Рыбалка, деревенские продукты, природа, свобода. Я говорю: «Ребята, вот где надо растить детей. В любви, в уважении к старшим и к труду». Наш с Олей сын Фёдор в следующем году пойдёт в школу. Что меня радует — никакого интереса к телефончику. Ему интереснее, чем мы занимаемся. Любит помогать. Хотя бы пясточку сена коровке да принесёт. Говорит: «Когда я вырасту, то на трёх работах буду работать: в полиции, врачом и фермером». Мы смеёмся: «Как же ты будешь успевать?». Он объясняет: «В полиции — постоянно, врачом — когда надо, а фермером — по выходным. Надо же вам помогать!». Хорошая программа, по-моему. Кто знает, что он ещё решит? Конечно, мне хотелось бы передать дело сыну. Но главное — чтобы дети были хорошими и здоровыми. Это главный наш фермерский капитал. Все труды окупятся. Время летит быстро, ещё лет пятнадцать, и там посмотрим. Хотя чего смотреть? Мы ещё поработаем!..
Теги: Новгородская область, фермерство, экономика