Суббота, 27 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

Атрибут времени

Создатель школьного музея военной формы Андрей Большев считает, что история — это в первую очередь люди и их жизнь

В новгородской школе № 4 открылся музей военного костюма времён Великой Отечественной войны. Точнее — новая экспозиция, под которую отдан отдельный кабинет, расширила уже имеющуюся, формируемую на протяжении 60 лет.

— В целом наш школьный музей — краеведческий, и период Второй мировой войны — это только один из выставочных и архивных блоков. Экспозиция формы того времени, причём не только служащих Красной Армии, с одной стороны, дополняет фонды. С другой — является самостоятельным направлением, — объясняет учитель истории Андрей БОЛЬШЕВ.

Помимо того что он преподаёт в школе этот предмет, историк уже больше 10 лет занимается реконструкцией.

— У меня нет любимых или нелюбимых периодов времени — могу с головой уйти в любой, — продолжает педагог. — Реконструкция — это прикладная история, попытка воплотить на практике теоретические знания. Это не просто факты, причинно-следственные связи тех или иных событий, это их Воссоздание. Именно так — с большой буквы, потому что Воссоздаётся жизнь людей. И если для науки — истории политической, экономической, социальной — не так важны элементы быта, одежды, то для реконструкторов именно они выходят на первый план. Мы формируем образ человека, отталкиваясь от его вещей, места, где жил, воевал, возможно, погиб, от его друзей, книг, песен и так далее.

За годы реконструкторства у Большева собралась внушительная коллекция формы и атрибутики разных военных периодов в истории России. Несколько лет назад в другой новгородской школе № 31 он организовал выставку из своих частных фондов. Говорит, что опыт был полезен тем, что помог понять, что нужно обязательно показывать, а без чего можно обойтись в экспозиции, как правильно оформить манекены, витрины, их атрибутировать, этикетировать. Детей историк привлекал к этой деятельности, учил работать с архивными документами, разрабатывать экскурсии по выставке для разной возрастной аудитории.

— В школе № 4 решили сделать упор на период Великой Отечественной. Сейчас мальчишки и девчонки в массе своей имеют общие представления о войне — когда началась, когда закончилась, основные битвы, в курсе, кто такой маршал Жуков. Но мало держать в голове информацию, необходимо, чтобы было сопереживание людям, которым пришлось вынести тяготы, лишения, голод, потерю близких, — рассуждает Андрей. — И вот эта экспозиция, как нам кажется, даст возможность ребятам приблизиться, пропустить через себя события 1941–1945 годов. Патриотизму научить нельзя, это чувство прививается в семьях, но можно доходчиво, на примерах, рассказывать, как это было, почему, скажем, Александр Панкратов бросился на вражеский пулемёт и грудью закрыл боевых товарищей от губительного огня. Ведь он тогда, 24 августа 1941 года, не только их спас, он всю страну защищал.

По признанию собеседника, для музея выбрать из своей коллекции вещи и костюмы было несложно — в витринах в основном оригинальные экспонаты. Что же касается формы, то она полностью соответствует оригинальным комплектам, но подбиралась из серийных выпусков обмундирования уже послевоенного времени — 1950–1960-х годов.

— Сложность состояла не в подборе, а в логической стыковке манекенов в форме, соответствующей этапам войны, атрибутики в витринах и сведений на информаторах. Мне нужно было так составить экскурсию, чтобы было понятно, как создавалась Красная Армия, почему так именовалась и почему сейчас иное название, как менялась форма и почему, отчего на смену лычкам пришли погоны и каким в 1945-м был образ советского солдата — солдата армии-освободительницы, — делится нюансами музейной работы учитель истории. — Не сразу, но всё удалось сделать. Кроме того, мы ещё интерактивным комплектом дополнили экспозицию. Дети могут примерить плащ-палатку, надеть ремень и подсумок, планшет, сложить вещмешок. А это уже — элементы реконструкции, которые школьникам очень нравятся.

Экспозиция военной формы начала свою работу. Задумок по её использованию в учебной и внеурочной деятельности у Большева — масса. И он готов к их воплощению.

22 мая Андрей Большев как реконструктор примет участие в областном военно-историческом фестивале «Забытый подвиг — Вторая Ударная армия».

РЕКЛАМА

Еще статьи

Заданием для конкурсантов в компетенции «Разработчик мобильных игр» стало создание мини-игры «Ферма».

Своим умом

Новгородские студенты и школьники борются за путёвки в финал Чемпионата высоких технологий

24.04.2024 | Образование

Классы и лаборатории для занятий будут оснащены высоко-технологичным оборудованием. Дизайн-проект

Наука и техника

Студенты Новгородского строительного колледжа будут учиться на ультрасовременном оборудовании

24.04.2024 | Образование

На Тотальный диктант пришли три поколения выпускников новгородской школы  № 4. Справа в первом ряду — Маргарита Лихачёва.

Тотальный диктант поженил новгородцев

В субботу, 20 апреля, прошёл юбилейный 20-й Тотальный диктант. В ежегодной проверке грамотности приняли участие писатель, депутат, 88-летняя новгородка и другие…

24.04.2024 | Образование

Сергей Чеботарёв: «В Школу обращаются, потому что её сотрудники завершают свои проекты продуктовым результатом».

Школа для инженеров

Как в Новгородской области готовят кадры для высокотехнологичных отраслей промышленности

17.04.2024 | Образование

В рамках мероприятия было подписано соглашение между правительством региона, ФГУП «Космическая связь» и НовГУ о совместной работе.

Для нас это важно

Новгородский университет будет сотрудничать с ФГУП «Космическая связь»

10.04.2024 | Образование

За неполные четыре года Илья Хонин смог реализовать несколько проектов по 3D-визуализации, которые были представлены на международных научно-практических симпозиумах и фестивалях

Дедлайн, фича и Рюриково городище

Для чего нужны виртуальные миры, созданные разработчиком НовГУ Ильёй Хониным

10.04.2024 | Образование

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года