13 мая исполнится 800 лет со дня рождения Александра Невского — великого князя-воина, защитника русской земли и веры, причисленного к лику святых
Санкт-Петербургский институт истории РАН, Издательский дом РОССПЭН и компания «Норникель» организуют проект «Александр Невский: великий северный путь» с участием музеев, вузов и академических учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Суздаля и Великого Новгорода. Это отражает географию перенесения святых мощей Александра Невского в 1723 году — с Владимирской земли в град Петров. Проект стартует в Великом Новгороде 7 апреля.
В Музее изобразительных искусств НГОМЗ состоится Международная научная конференция «Александр Невский — воин и политик» с участием учёных из Финляндии, Эстонии, Белоруссии и России.
Откроется выставка «Александр Невский: легенда о воине». Экспозиция разместится в здании Присутственных мест.
Член-корреспондент РАН, директор Института истории Алексей Сиренов в областной универсальной научной библиотеке выступит с лекцией «Торопецкая икона Богоматери и историческая память об Александре Невском».
8 апреля в новгородском Киномузее с лекцией «Александр Невский» С.М. Эйзенштейна: история и мифы» выступит директор Института истории и социальных наук РГПУ, профессор Роман Соколов.
Новгородскому музею-заповеднику есть что показать касательно выдающейся работы знаменитого режиссёра, на долгие десятилетия определившей восприятие князя Александра советскими людьми, да и нашими современниками тоже. О чём можно судить хотя бы по результатам голосования «Имя России», прошедшего в 2008 году.
— В фондах музея есть фотографии, сделанные во время съёмок картины Эйзенштейна, — рассказывает заместитель генерального директора по экспозиционно-выставочной работе и филиалам Новгородского музея-заповедника Олеся РУДЬ. — Есть также сценарий фильма. Как раз третий вариант, учитывающий поправки, внесённые лично Сталиным. Кстати, не надо думать, что вождь исходил из соответствия фильма «передовому учению». Например, Иосиф Виссарионович решил, что смерть Невского в сюжете не уместна. Сказал, что такой хороший князь не может умереть.
— А ведь если бы не Великая Отечественная война...
— Да, несмотря на огромный успех кинопремьеры, состоявшейся в 1938 году, фильм положили на полку. Не вписался в международный контекст, ведь СССР и Германия заключили пакт о ненападении, а у нас тут «рыцарей бьют». Но потом картину вернули на экраны, а в 1942 году был учреждён орден Александра Невского, которым награждался офицерский состав.
В России и в ближнем зарубежье насчитывается более 1300 храмов, освящённых в честь святого благоверного князя Александра Невского. Каждый сотый из них имеет новгородскую «прописку».
— «Княжеский» орден был и в царское время.
— Орден Александра Невского в дореволюционной России был третьим по значимости. Среди награждённых были Аракчеев, Суворов и, представьте, Наполеон (Французский император имел также орден Андрея Первозванного. В 1816 году Александр I этой чести его лишил. Но отозвать и другую награду русский престол почему-то забыл. — Прим. ред.). Орден Невского задумал ещё Пётр I, но ввела его уже Екатерина II, рассудив, что награду можно давать не только за военное отличие. Так, кавалером стал некто Василий Цеэ, имевший поместье в Новгородской губернии.
— Может, способствовал защите рубежей без оружия в руках?
— В каком-то смысле. Он был цензором. В коллекции музея имеется документ, подписанный Александром II, из чего следует, что господин Цеэ как кавалер ордена должен был уплатить пошлину в казну. За милость государеву полагалось платить. На выставке будут представлены тарелки из орденского сервиза конца XVIII века. Довольно большая редкость.
— Хотя и не главная наша ценность.
— Безусловно. Наши фонды позволяют показать эпоху Александра Невского. Снаряжение воина, всадника. Оружие — тут нам помогли коллеги из Выборга, предоставив стрелы. Кстати, на выставке будем рассказывать о малоизвестном «финском» походе князя 1256–1257 годов, в результате которого Александр исключил присутствие шведов на территории вплоть до Баренцева моря. Благодаря новгородской археологии есть артефакты, сфрагистический материал, современный Невскому. Например, вислые печати XIII века с его именем. Но, как вы понимаете, они не характеризуют самого князя. Нет ничего, что принадлежало бы ему лично. Мы не знаем, как он выглядел. Перед глазами — актёр Черкасов.
— И слова: кто с мечом к нам придёт...
— Конечно, он мог так сказать. Хотя это — режиссёрское прозрение, идея Эйзенштейна. Он был религиозным человеком, хорошо знал Библию. К слову, он неспроста взялся за фильм именно о князе Александре. У него был выбор патриотической духоподъёмной темы: Минин и Пожарский, «Слово о полку Игореве»... Но он сказал: «Конечно, Невский!». Потому что наименее известен. Парадокс! Ведь все знают, что князь Александр Великий, ничего не проигравший, полководец, умный политик, предпочитавший худой мир доброй войне, ревнитель отеческой веры, который предпочёл ярмо Золотой Орды «дружбе» с католической Европой, в качестве платы хотевшей переформатировать русскую душу.
— А что вы думаете о современной новгородской оппозиции Невскому? Есть же такое.
— Есть. Когда мы готовили предыдущую выставку, это было лет восемь назад, нам заявили этакий интеллигентный протест. Как можно? Он же в Новгороде жестокости чинил, восстание 1256 года подавил. Не нравилась новгородцам перепись со сбором дани. А какой был выход? Накликать на себя ханское войско? Или поддаться Западу? При демократии жили бы давно? Нам есть за что любить древний Новгород, но не стоит абсолютизировать то время. Помнится, один археолог сказал: «Я-то со своими знаниями о прошлом какое-то время там ещё продержался бы, а вот остальные...». Современные Александру вольнолюбивые новгородцы, как известно, и отставку давали князю, и обратно звали, когда опасность надвигалась. Знали настоящую ему цену. И — ушлые ребята! — доставали, как козырь из рукава. Он же, не припоминая обид, приходил и помогал. Потому что государственный был человек. От таких не отказываются. Ими гордятся.
* * *
Александр Ярославич покинул этот мир 757 лет назад. В ноябре будет уже 758. Колоссальная историческая дистанция. И какие-то странные возникают аналогии, будто мы — на том же самом перекрёстке. С чего вдруг современной России ближе Китай?
Наверное, не зря Невского называют первым евразийцем. Если так, то он не просто герой — гений своего времени.
А кому-то не терпится доказать нечто противоположное. Вот актуальный вопрос: сколько же воинов участвовало в Ледовом побоище? Читаем интервью одного калининградского знатока: немецких рыцарей там было от силы человек 20, остальные как бы находились в «командировке» на Святую Землю. Ну-ну, удачи.