Четверг, 02 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Елена Кузьмина

Город Алексея Щусева

На выставке, состоящей из пяти двухсторонних стендов, представлен в том числе и проект послевоенного восстановления Новгорода.

На выставке, состоящей из пяти двухсторонних стендов, представлен в том числе и проект послевоенного восстановления Новгорода.

Фото: Фархада ЮСУПОВА

Как должен был выглядеть послевоенный Новгород по замыслу архитектора?

Наверное, Алексей Щусев удивился бы, увидев современный Великий Новгород. Если бы проект послевоенного восстановления города, который разработал архитектор вместе со своей командой, полностью воплотили в жизнь, он сильно отличался бы от его сегодняшней версии. 

В год 150-летия архитектора в Великом Новгороде открыли уличную выставку — на площади Победы-Софийской. Место выбрано не случайно, ведь почти 80 лет назад академик создал сразу несколько вариантов её застройки. На стендах можно увидеть чертежи планировки и эскизы городских улиц такими, какими их представлял Щусев. Вряд ли мы ошибёмся, если скажем, что этот проект — признание в любви талантливого мастера городу с тысячелетней историей. В основе экспозиции — материалы фонда Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева. 

На пепелище

Новгород (тогда ему ещё не вернули первую половину названия — Великий) был освобождён от немецко-фашистской оккупации 20 января 1944 года. В том же году здесь побывал Алексей Щусев. «Вид Новгорода-пепелища потряс меня. Новгорода как такового не существует, стоят только обгорелые стены», — писал потом архитектор. 

Дома в руинах, разбитые обстрелами и бомбардировками храмы, уничтоженный мост через Волхов… Только в Софийский собор, который перед приходом немцев закрыли маскировочными полотнищами, попало более 20 снарядов. Неудивительно, что согласно постановлению Совнаркома РСФСР от 1 ноября 1945 года Новгород вошёл в число 15 городов, подлежащих первоочередному восстановлению после Великой Отечественной войны. 

В 1944 году Щусев писал: «До войны Новгород был уютным, красивым городом. Небольшие дома хотя и затеняли памятники архитектуры, но не скрывали их. Сейчас мы предполагаем окружить уцелевшие здания зелёными насаждениями. Набережные города — сделать благоустроенными и также озеленить.

Площадь перед въездом в Кремль мы предлагаем перепроектировать: здесь, в центре города, будет построено новое здание горсовета и воздвигнут памятник нашей Победе и освобождению города.

Архитектура города будет состоять из двух-трёхэтажных каменных домов, разработанных в духе классики, и домов в характере русской новгородско-псковской архитектуры. Проекты восстановления города Новгорода и его памятников должны быть закончены к январю 1945 года».

Площадь Победы с видом на Дом советов. Фоторепродукции Фархада Юсупова

Генплан мечты

Проект восстановления и реконструкции Новгорода Алексей Щусев разрабатывал, конечно, не в одиночку — над ним трудился весь коллектив его мастерской. Первые наброски относятся уже к 1943 году, когда город ещё был оккупирован. Главной для академика стала идея сохранения исторического центра как грандиозного музея под открытым небом. На юге застройку не предусматривали, чтобы не закрывать историческую перспективу Волхова в сторону его истока из озера Ильмень. 

По новому плану городская территория увеличивалась в полтора раза. Центрами по-прежнему оставались кремль на одном берегу Волхова и Вечевая площадь с примыкающим к ней Ярославовым дворищем — на другом. В проекте сохранили исторически сложившуюся планировку улиц: на Софийской стороне — радиальную, на Торговой — прямоугольную. 

Застройку кварталов проектировали так, чтобы привлечь внимание к памятникам зодчества. Новые здания должны были служить «рамой» для древних шедевров. К примеру, восточные кварталы Торговой стороны были рассчитаны под индивидуальную застройку. Это позволило бы не закрывать вид с реки на расположенные в глубине улиц храмы. 

Для улиц Чудинцевой и Людогощей (бывших Льва Толстого и Советской) создали несколько вариантов застройки, но их объединила одна тема — средневековая русская архитектура, а не стоящие здесь сегодня пятиэтажки. Дома имели бы максимум три этажа, были бы украшены элементами, типичными для XVI–XVII веков. Форма крыш, окна и наличники отсылали на несколько столетий назад. 

План Щусева предполагал снос причалов и лесных бирж, расширение и улучшение речного порта, благоустройство набережных, земляного вала и рва, окружающего кремль, — его предлагали заполнить проточной водой. 

Разработанный Щусевым и его командой генеральный план Новгорода предполагал, что в нём будут жить 50–60 тысяч человек, строительство крупных промышленных предприятий в центре не планировалось — только двух- и трёхэтажные здания, в остальных районах — одно- и двухэтажные.

Так могла бы выглядеть улица Горького (Газон) на пересечении с Ленинградской (Б. Санкт-Петербургской). Фоторепродукции Фархада Юсупова

Окна в историю

Дом советов на главной площади города, который в итоге построили в духе сталинского ампира, в версии Щусева был полной противоположностью существующего здания. На эскизах это, скорее, терем. Или палаты? Три этажа, арочные окна, скатная крыша, декор, напоминающие о древних новгородских храмах, и — самое главное — башня! На стендах можно увидеть экскизы трёх её вариантов. Последний вариант Дома советов организаторы выставки сравнивают с ансамблем венецианского Дворца дожей и компанилами (отдельно стоящая колокольная башня) собора Святого Марка.

На площади Победы-Софийской, которая до революции звалась Софийской-Сенной, а до 1946 года — площадью 9 Января, тоже, согласно видению Щусева, не нашлось бы места классицизму с его портиками и фронтонами. Здесь планировалось установить памятник Победе в Великой Отечественной войне, отсылающий и к истории города, — это была бы мощная скульптура древнерусского воина на коне, а вокруг него всё те же постройки в стилистике древнего города.

Если бы планам архитектора удалось сбыться, лицо города стало совсем иным. Полностью проект Щусева не был реализован, но многие его идеи по развитию и планировке города получили положительные оценки. Вокзал, построенный по проекту архитектора Игоря Явейна и открытый в январе 1953 года, стал одной из немногих построек, в которой на практике реализовали замыслы влюблённого в историю Новгорода академика.

Алексей Щусев родился 8 октября 1873 года в Кишинёве, когда тот был частью Российской империи. Выпускник Петербургской Академии художеств, создатель собственной неорусской версии стиля модерн, академик Императорской Академии художеств, Академии наук СССР, кавалер ордена Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени, лауреат четырёх Сталинских премий. Автор нескольких зданий и сооружений первой половины XX века, в числе которых мемориал на Куликовом поле, мавзолей Ленина, Казанский вокзал и станция московского метро «Маяковская-кольцевая». Архитектор скончался 24 мая 1949 года в Москве.

Теги: Щусев, Великий Новгород, генплан

РЕКЛАМА

Еще статьи

Фёдор Мичугин в Ямской Слободе. За всю жизнь он приезжал на родину только раз.

Сталинский сокол

Ушёл из дому извозчиком, а вернулся генералом

17.04.2024 | История

Виктор Мандельштам прибыл в Новгородскую губернию в 1891 году после окончания Дерптского университета.

Камера Мандельштама

Новгородский земский врач спроектировал аппарат для дезинфекции вещей

17.04.2024 | История

Участники школы западноевропейского танца, 1930-е годы.

«Медаль» за мазурку

Сто лет назад в Старой Руссе обожали западноевропейские танцы

17.04.2024 | История

Так барабан выглядел до реставрации. А каким «мушкетёр» стал теперь, можно будет увидеть на выставке «Чесменская виктория».

Гром победы, раздавайся!

Реставраторы НГОМЗ восстановили мушкетёрский барабан конца XVIII — начала XIX века

10.04.2024 | История

На лицевой стороне монеты — аверсе — находится изображение Алексея I Комнина. На реверсе — крест с монограммой.

Лицо с тетартерона

Нумизматическая коллекция Новгородского музея-заповедника пополнилась пятнадцатой византийской монетой

03.04.2024 | История

Олега Артемьева можно смело назвать постоянным гостем Киномузея.

Ключ к архиву

Космонавт Олег Артемьев передал Новгородскому киномузею уникальный портативный видеомагнитофон AKAI VT-110

27.03.2024 | История

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года