Вторник, 16 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Творческие мурашки

«Мёртвые души» на сцене Новгородского театра драмы стали масштабным полотном.

«Мёртвые души» на сцене Новгородского театра драмы стали масштабным полотном.

Фото: из архива Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского

Про азарт, многозадачность и работу non-stop

«Я художник, я так вижу» — звучит хорошо, но в ежедневной работе главного художника Новгородского театра драмы имени Достоевского совершенно неприменимо. Более того, одной из основных черт характера человека на этой важной должности должна быть строгость. А ещё педантичность и внимательность к деталям. Но вместе с тем и широта мысли, и открытость новому, и умение одновременно работать в разных плоскостях.

О том, как совмещать несовместимое, а также про ушедший театральный сезон и планы на новый творческий год рассказывает главный художник Новгородского театра драмы Екатерина ЧАЗОВА.

Екатерина, сезон окончился, да здравствует сезон? 

— Именно так! Времени на выдох не так много, поэтому использовать его нужно максимально. А на горизонте уже следующий, юбилейный, 170-й театральный сезон.

Пока свежи впечатления, как можно охарактеризовать работу, проделанную накануне юбилея?

— В первую очередь нужно сказать, что сезон был просто удивительным! Удивительным на события, открытия и знакомства. Начался с «Мёртвых душ», первого для меня опыта работы с замечательным режиссёром Дмитрием Бурханкиным. Я вообще очень люблю новые знакомства: у каждого режиссёра — свой подход, свои принципы, своё видение спектакля. Наша работа над фундаментальным произведением Гоголя была интереснейшей и очень глубокой, произошло настоящее сотворчество с режиссёром. И далее сезон сложился так, что мне предстояла череда знакомств с настоящими мастерами — режиссёрами и прекрасными художниками. Была работа с классическим Островским. Вместе с моим другом и учителем Валерием Маркиным мы создали тёплый спектакль — «Правда — хорошо, а счастье лучше». У нас давно не было такой уютной постановки. Затем случился «Роман с контрабасом» — совершенно иной по духу проект. Его ставила Оксана Половинкина в тандеме с Алексеем Трефиловым. А потом мы взялись за иммерсивный детектив «Рейвенскрофт» — это принципиально новый опыт технического оснащения спектакля. Над ним работали режиссёр Ярослав Шевалдов и художник Мария Смирнова-Несвицкая.

Легко ли вам всякий раз настраиваться на волну нового мастера? 

— Для меня это не проблема. Наоборот: в нашей работе очень здорово, когда мы встречаем собратьев по цеху. И сезон подарил нам именно такие встречи: приезжали люди, которые не поверхностно относятся к своему делу, а искренне любят его и живут театральным искусством. При этом неважно, происходит ли дело в столице или в небольшом областном центре. Например, пьесу «Весы» Евгения Гришковца на новгородской сцене поставил яркий дуэт режиссера Леонида Алимова и художника Алины Яковлевой. Большая творческая удача поработать с такими мастерами.

Ну а главным событием сезона стал…

— …конечно, переезд Новгородского театра драмы из родного здания, закрытого на реконструкцию, на новые территории. Такое испытание нас объединило: это была большая проверка — как в плане человеческом, так и в профессиональном. Конечно, было сложно, но мы убедились в том, что сплочённая команда умеет работать в режиме многозадачности и достойно решает любые проблемы.

А вообще что является вашей основной работой? 

— Главный художник театра — это консолидатор в плане художественного оформления спектакля. Если техническими вопросами занимается заведующий постановочной частью, то моя вотчина — декорационный, костюмерный, пошивочный, реквизиторский, бутафорский цеха, реклама, полиграфия. В общем, визуальная часть. Задача главного художника — родить цельный художественный образ и потом воплотить его в жизнь. Интересно, что начинается всё как большой творческий процесс, а в итоге мы получаем таблицы с сухой информацией и сметой, где учтено всё до последней булавочки. И без этого никуда. Я выступаю как проектный менеджер в своей сфере. Работа над постановкой — это каждый раз начало какой-то новой жизни. При этом иногда у нас идёт выпуск премьеры, а мы уже трудимся над следующим проектом.

«Я счастливый человек, моя работа — это моя жизнь. Но театр не подменяет собой жизнь, вытесняя из неё всё остальное, а наоборот, органично входит в неё. Я потомственный работник театра. Моя мама Светлана Чазова — замечательный художник по костюмам. Мой муж Антон Вакуров успешно попробовал себя в качестве театрального композитора. В общем, театр — это любовь». 

Как вам удаётся совмещать разные концепции, когда в стык идут, например, «Правда — хорошо…» и «Роман с контрабасом»?

— Именно в моей работе это один из базовых принципов: я просто обязана быть многозадачной. И я требую системного подхода к процессу от цехов. Как ни крути, при всём «творческом начале» репертуарный театр — это плановое производство и плановый выпуск, поэтому без чёткой организации здесь никуда.

На ваш взгляд, в чём основная тенденция ушедшего театрального сезона? 

— Ни для кого не секрет, что сейчас вектор развития направлен на молодёжь: мы привлекаем и вовлекаем молодых людей, стараемся привить им любовь к театру. При этом мы обязаны не забывать про всю разнообразную аудиторию. Вопрос «Для кого спектакль?» становится первым и основным, когда речь идёт о продвижении и подаче постановки.

Как найти баланс между собственным видением художника и идеей режиссёра?

— Всегда есть опасение, что художник станет заложником своего стиля. Но в моей работе так нельзя: ничего попросту не получится. Более того, работая над афишами, мы пробовали прийти к единообразию, разработке общей стилистики, но это не работает. Творить и сочинять приходится всегда от материала. А фигура режиссёра диктует нам подачу.

А что готовит грядущий, юбилейный сезон?

— В сентябре мы откроем 170-й сезон постановкой по премиальному роману нашего земляка, новгородца Михаила Турбина «Выше ноги от земли». Герой романа Илья Руднев — талантливый врач детской реанимации с тяжёлой личной историей. Ну а потом начнём обживать пространство малого зала Новгородской филармонии и выступим в консолидации с филармоническими цехами. Зрителя ждёт постановка, в основе которой — жизнеописание Сергея Рахманинова. Работа будет идти с режиссёром Даниилом Донченко и музыкантами филармонии. Премьерой мы откроем целое направление камерных театрализованных представлений в малом зале филармонии. Это будет в октябре. А далее — ура! — детская музыкальная сказка. Совершенно особый жанр, за который мне бы очень хотелось взяться.

Не страшно?

— Работа над новой постановкой — это каждый раз начало какой-то новой жизни. Мы не имеем права бояться. Конечно, внутри постоянно бегают творческие мурашки. Но мы — люди азартные и с интересом принимаем новые вызовы.

Теги: театра драмы, Великий Новгород

РЕКЛАМА

Еще статьи

Театр во многом близок к Церкви, уверен Вячеслав Кормильцев.

Путешественник по времени

Энергию для своей кипучей деятельности актёр Кормильцев черпает в себе самом и верит, что этот источник не иссякнет

26.06.2024 | Собеседник

Сергей Брюн: «Второй такой тихий, провинциальный век, каким был век XIX, Новгороду, я надеюсь, уже не грозит».

Какая мы столица

Или почему пришло время исправить ошибку Николая I

19.06.2024 | Собеседник

За все фестивали я частенько видел, как писатель, который сначала выглядел зажатым, таким букой, через пару лет, съездив штук на 20 фестивалей по всей стране, превращался в натуральную рок-звезду. Это хорошо и правильно. Тема «Как фестиваль меняет город и меняется сам» меня очень занимает.

«Споткнуться о роман»

Зачем директор Ассоциации книжных фестивалей Михаил ФАУСТОВ летом всех «выгоняет» на улицу?

19.06.2024 | Собеседник

Быть готовым жить

Почему политология — это не про «поговорить», а про «создать»

11.06.2024 | Собеседник

Смотрит сердцем

После окончания конкурсных показов на фестивале «Новое движение» его программный директор Вадим РУТКОВСКИЙ ответил на несколько вопросов «НВ»

05.06.2024 | Собеседник

Ирина Гришанина в роли княгини Щербацкой в спектакле «Анна Каренина» (режиссёр Полина Неведомская).

Всегда любовь

Каждый выход на сцену для Ирины Гришаниной — как первое свидание

05.06.2024 | Собеседник

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА