Педагог из Неболчей Любытинского района Сергей Хельштейн превращает урок труда в предмет современных технологий
Средняя школа в Неболчах — самая обычная, в том смысле, что нет в ней уклона на углублённое изучение какого-то предмета. И дети в ней учатся самые обычные — есть среди них и умницы, и маленькие разбойники, есть отличники и те, кому учёба даётся с трудом. Но в прошлом году школа наравне с тремя гимназиями областного центра оказалась в числе лучших учебных образовательных учреждений России и вошла в топ отечественных учебных заведений с индустриально-технологическим профилем. Высокую оценку сельская школа заслужила во многом благодаря педагогическому труду Сергея Хельштейна. На протяжении 14 лет его ученики занимают призовые места на Всероссийских олимпиадах по технологии.
От поделок к мышлению
В кабинете-мастерской для мальчиков сразу чувствуется резкий, но всё же приятный запах древесины. Шестиклассники пыхтят над созданием кормушек для птиц. Если ошибок в работе нет, то изделие можно унести с собой. Но если обнаружится криво забитый гвоздь, Сергей Валдемарович заставит переделать.
Своеобразный образец для подражания прямо под носом у мальчишек — старинный письменный стол с резными ножками неизвестного мастера-краснодеревщика. Когда-то он украшал барскую усадьбу Менделя, после революции использовался в сельсовете. А в 60-е годы, когда в стране началась штамповка корпусной мебели, был отправлен в неболчскую школу. Сначала стоял в кабинете директора, а потом перекочевал в кабинет труда. Примечательную историю своего рабочего стола мне рассказал сам Сергей Валдемарович. Поговорить с ним удалось в промежутке между уроком и факультативом, на котором он занимается со старшеклассниками — готовит ребят к региональному этапу олимпиады по технологии. Пройдет он уже на следующей неделе.
— Сергей Валдемарович, стол-то дубовый. Сегодня, наверное, и древесины такой не найти? — мне интересно, а могут его ученики в умении приблизиться к чему-то подобному.
А учитель в ответ улыбнулся и пригласил в комнатку-сокровищницу, от пола до потолка плотно уставленную деревянными макетами утраченных мельниц, часовен, крепостей. Вот игрушка-качалка, вот стол, а вот карета, вернее, её разобранные элементы. Всё — проекты-победители прошлых олимпиад, областных и всероссийских. От солнечных лучей большинство из них защищены тонкими покрывалами. Дубовой древесиной, кстати, воспитанники Хельштейна сумели обзавестись благодаря урагану, обрушившемуся на Неболчи в июле 2010 года и повалившему в окрестностях посёлка множество деревьев.
— Каждый год появляются новые ученики, и всё нужно начинать по-новому. Но олимпиады по технологии с каждым годом усложняются. Примитивный уровень — пили отсюда и досюда — не проходит. Помимо знания материалов: металла, дерева, пластмассы, подростку нужно владеть информационными, лазерными технологиями, робототехникой, уметь создавать чертежи 3D-модели. И это не мода, а жизнь, — говорит Сергей Валдемарович.
Из тех новых технологий у него в кабинете имеются ноутбук и Интернет. Станки с числовым программным управлением, лазерные установки, 3D‑принтеры — лишь мечта. Деньги администрация школы скорее потратит на хозяйственные нужды, чем на покупку современного оборудования для мастерской. И между тем Хельштейну и его команде каждый год удаётся войти в число призёров Всероссийской олимпиады, куда съезжаются участники из 60 регионов страны. Получается не ударить в грязь лицом перед такими богатыми регионами, как Татарстан, Мордовская республика, Челябинская и Свердловская области, в школах которых урок труда давно стал предметом современных технологий.
— Дети шестых-седьмых классов видят, как занимаются старшеклассники, как их награждают и отмечают за победы. Постепенно в их головах появляются мысли, что и они могли бы участвовать в конкурсах, — продолжает учитель. — Идёт навстречу администрация школы, моя семья, которая снимает с меня некоторые обязанности, что позволяет заниматься с детьми весь день и вечер в мастерской. Все на зимних каникулах отдыхали, а мы уже 2 января тесты решали, над проектами работали. Стараемся идти по плану, пока не успеваем, но, как это обычно бывает, наверстаем всё в последние дни.
Дорога на Олимп
Участие в олимпиадах по технологии — процесс трудоёмкий и физически тяжёлый. Тут к жюри с одной головой, ручкой или флешкой не явишься, нужно продемонстрировать свою творческую работу. А если она два на два метра? Из Неболчей до Великого Новгорода дети со своими макетами едут на двух автомобилях. За годы к таким путешествиям приспособились, сложнее продумать путь к городам, где проводится заключительный этап олимпиады.
— Первое, что нас спросили в Новосибирске: как вы довезли макет крепости? А в прошлом году нас даже в вагон не хотели пускать, когда увидели, какое количество коробок нам нужно доставить в Армавир. Выяснилось, что в рамках противодействия терроризму введено ограничение, — сообщил Сергей Валдемарович.
В Армавире, к слову, Александр ПЛАТОНОВ со своим проектом «Забытая история» стал призёром. Именно на Сашу Сергей Валдемарович возлагает надежды — одиннадцатиклассник башковитый и многие вещи осваивает самостоятельно. Видимо, чтобы не спугнуть удачу, педагог и его ученик тему нового проекта держат в секрете. Если юноша победит на всероссийском состязании, сможет без экзаменов поступить в любой вуз страны. У Хельштейна такие случаи — не редкость.
— По технологии у меня пять, но надо столько всего знать, чтобы эту оценку заслужить, — слегка покачивая головой, говорит Саша.
Учитель Хельштейн ставит отметки по следующей системе: на пять знает только Бог, на четыре — преподаватель, на три — его лучший ученик. Но шанс даёт всегда:
— Единицы могут получить пятёрку. Нужно и теорию хорошо знать, и хорошо руками делать. Кто-то неплохо соображает, но аккуратности в его изделии нет. Исполнителей много, они выполняют всё качественно, но мне нужны люди, которые думают. Я рассчитываю на мыслителя, который сумел бы свой образ воплотить. Самый сложный этап — 6-й класс, в этом возрасте помимо навыков к труду у ребёнка должно сформироваться пространственное воображение. Современные дети более эрудированные благодаря Интернету. У них много знаний, но их надо научить эти знания использовать.
Манера держаться
Педагогический стаж Сергея Валдемаровича — 26 лет. Он верен одному месту работы — неболчской школе, в которой и сам учился.
— В начале 80-х годов я поступил в Новгородский педагогический институт. Тогда на физмате только-только открылось отделение общетехнических дисциплин и труда. Я был неравнодушен к физике и математике, но захотелось чего-то нового, — поделился он. — К моменту окончания института я обзавёлся семьёй. Родина позвала, и мы поехали в Неболчи, где сразу дали жильё.
Ему многие говорили о том, что его утончённый образ, манеры, опрятная одежда не стыкуются с типажом трудовика из анекдотов. А он на подобные бестактные замечания лишь беззлобно машет рукой и на слово «трудовик» уже не обижается. Задевает его другое — не может он найти в Великом Новгороде понимания, что олимпиады по технологии не менее важны, чем по другим дисциплинам. По его словам, не один год он сражается с ветряными мельницами.
— На всероссийскую олимпиаду случайные люди не приезжают. Там встречаются педагоги, которые до мозга костей в олимпиадном движении. Благодаря ему мои ученики дружат с учениками из Томской, Иркутской областей. Я переписываюсь с их учителями. А у нас словно упираешься в стенку, — говорит он.
И всё же Сергей Хельштейн и его воспитанники снова и снова будут доказывать, что технология — это очень серьёзно.
* * *
Одно время областной комитет образования проводил ежегодную церемонию чествования новгородских педагогов, чьи ученики добились весомых результатов на олимпиадах всероссийского уровня. Победителей набиралось не больше десяти. Были среди них и ученики Сергея Валдемаровича. Несколько лет назад от этой традиции отказались. Но разве это правильно?
Фото Владимира Малыгина