Воскресенье, 16 февраля 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

Матовая комбинация

В Великий Новгород Михаила Бадальянца привела любовь.

В Великий Новгород Михаила Бадальянца привела любовь.

Фото: из архива Михаила БАДАЛЬЯНЦА

Почему детский тренер по шахматам Михаил Бадальянц любит поиграть в хоккей 

Однажды на одном из учебно-игровых порталов по шахматам москвич Михаил БАДАЛЬЯНЦ, сотрудник одной из телекоммуникационных компаний, познакомился с Марией, девушкой из Великого Новгорода. Сразу появились общие интересы, причём не только в шахматах, но и в науке. После нескольких совместных научных работ у него возникло желание поближе познакомиться с девушкой, а заодно и с городом. Так и появились в областном центре новый житель и новая семья. Было это семь лет назад.

Выигрывать у самих себя

Ещё до переезда из Москвы Бадальянц присмотрел себе вакансию тренера-преподавателя в шахматном клубе «Дебют» Дворца детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова. Приняли его с радостью. Помимо шахмат Михаил Валерьевич начал вести занятия по радиотехнике, а также кружок по уличным играм — дворовому футболу, баскетболу и прочим активностям на свежем воздухе. Уже в 2019 году он стал призёром областного конкурса среди педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Когда количество дебютовцев стало приближаться к полусотне человек, принял решение, что теперь все свои педагогические часы он будет посвящать исключительно обучению детей шахматам. За прошедшие годы он знакомил и погружал в мир шахматных баталий сотни новгородских школьников и, к слову, детсадовцев тоже. 

В перерыве между занятиями Михаил Валерьевич смог уделить время для разговора. 

— Максим, думаю, на сегодня этого будет достаточно, — обратился он к мальчику, который до моего прихода был погружён в шахматный расклад, выведенный на экран монитора компьютера. 

Школьник, как пояснил Бадальянц, готовится к своему первому турниру, закрепляет материал в самостоятельной работе: 

— По расписанию у меня была индивидуальная консультация. Максим — достаточно взрослый, учится в пятом классе. В клуб пришёл в этом учебном году. Интерес к шахматам у него большой. 

Задача Бадальянца как тренера — чтобы его воспитанники получили юношеский разряд, а самые талантливые продолжали строить спортивную карьеру, как учителя — чтобы игра мини-баталий с перемещением фигур стала их постоянным спутником по жизни. И чтобы не отбить у ребёнка желание заниматься шахматами, у него есть свои педагогические подходы:

— Зачастую у детей формируется неверная реакция на неудачи, они панически боятся совершить ошибку. С этим я и стараюсь бороться. Объясняю, что жизненный путь не будет состоять только из одних побед. Важно, чтобы мои ученики научились выигрывать у самих себя, умели становиться — есть такое расхожее выражение — лучшей версией себя и не сравнивали себя с кем-то, мол, у него уже третий юношеский разряд, а у меня не получается. Сложность ещё и в том, что сейчас шахматам приходится конкурировать со множеством развлечений, которые есть у современных детей. Но именно через шахматы можно воспитать гармоничную личность.

Роль педагога 

По мнению Бадальянца, любой человек при условии раскрытия у него потенциала способностей может стать мастером спорта по шахматам, а вот чтобы достичь уровня гроссмейстера, нужны специфическое дарование и колоссальный труд. 

— Я стараюсь показать шахматы с позитивной стороны, — продолжает Михаил Валерьевич. — Даю матовые комбинации, чтобы ребёнок сразу поймал короля и победил. И тогда у него возникает азарт, он понимает, что шахматы — это несложно. Сейчас доступно много учебно-методических материалов. Шахматами можно заниматься самостоятельно. Но роль педагога заключается в том, чтобы ускорить учебный процесс, дать правильное направление, развить навыки. Кроме того, учитывая психологические, интеллектуальные особенности, предлагаю разные варианты дебютов. Например, меланхоличным игрокам даю для применения закрытые начала, а более темпераментным — открытые. Если играть не свой дебют, то будет очень некомфортно и результаты будут хуже. Ребёнок может прочитать в книге правила игры, но будет ли он им следовать? А я не устану и раз двадцать повторю, как надо правильно вести себя во время партии, как делать ход, как переключать часы. 

Несмотря на то, что шахматы — это сражение противников один на один, Бадальянц сторонник того, чтобы дети совместно искали решения задач. Во-первых, благодаря этому развивается коммуникация, а во-вторых, воспитывается принятие чужого мнения. 

Сам Михаил Бадальянц увлёкся шахматами в семилетнем возрасте. Признался, что они не могли не появиться в его жизни, поскольку папа Михаила Валерьевича обожал их. Отец, по его воспоминаниям, обладал природным даром, играть учился по книге Капабланки, которую ему раздобыли по знакомству. 

— Благодаря ему у меня и зародился интерес к шахматам. В детстве выполнил второй разряд, а потом на длительный период забыл о турнирах, хотя продолжал на досуге играть в шахматы. На первый план у меня вышли другие виды спорта — бокс, по которому у меня, кстати, был первый взрослый разряд в 16 лет, участвовал в соревнованиях по баскетболу, футболу. Но когда мне исполнилось 26 лет, из-за тяжёлой ситуации со здоровьем попал в больницу, причём почти на год. И я вернулся к шахматам. Как только выписался из больницы, стал посещать шахматный клуб, обложился учебниками и через полтора года выполнил норму кандидата в мастера спорта по шахматам, — рассказал педагог. 

Михаил БАДАЛЬЯНЦ:

— Уникальность шахмат в том, что они — это маленькая, компактная модель нашего мира, в котором всё построено на противодействии, где одна армия выступает против другой. На сравнительно небольшой доске из 64 квадратов умещается огромное количество информации. Нужно оценить ситуацию, составить план и осуществить его. Но такие же намерения есть и у соперника. Происходит всё, как в жизни. Требуется преодолевать сопротивление. Но если пройти все испытания, можно стать победителем.

Шахматист на льду 

Шахматы хоть и определили во многом жизнь Михаила Валерьевича, но не стали его главной привязанностью. Сердце раз и навсегда покорила другая игра — хоккей. В 36 лет он впервые встал на коньки, а через три года ему доверили тренировать подростков одного из молодёжных клубов в Западном округе Москвы, затем он стал судьёй Уличной хоккейной лиги.

— В хоккей меня привёл сын, ему тогда лет пять было. Он начал кататься, и мне тоже стало любопытно, — поделился Бадальянц. — Сделал на коньках по льду несколько шагов, после чего у меня возникло только одно желание — снять их и больше никогда не надевать. Дело в том, что скольжение на коньках включает в работу те мышцы, которые никогда не используются при беге или ходьбе. И естественно нагрузка пошла на эти неподготовленные элементы тела. И только мой спортивный характер не позволил мне отказаться от хоккея. Читал шведские и финские методические материалы по хоккею. Когда сам неплохо стал кататься, начал во дворе детям показывать упражнения, чтобы они быстрее коньками овладели. И однажды меня заметили представители молодёжного клуба: «Ну что ты с ними просто так возишься? Возьмём тебя тренером».

Тренировки детей проходили на уличном катке, лёд на котором хоть и создавался с помощью холодильной машины, но продержаться до мая никак не мог. Поэтому в тёплое время года Михаил Валерьевич устраивал для своих ребят занятия по флорболу. Гордится, что один из его воспитанников вошёл в состав профессиональной команды и выступал в юношеской сборной России. 

Сейчас Бадальянц реализует себя в хоккее в качестве судьи Региональной коллегии судей Новгородской области.

— Мне нужны и шахматы, и хоккей, — говорит Михаил Валерьевич. — Между ними много общего. Шахматисту для того, чтобы выдерживать психологическое напряжение на протяжении нескольких часов турнира, необходима хорошая физическая подготовка. Хороший хоккеист должен просчитывать комбинации, поэтому ему нужно развивать логическое мышление. 

* * *

Михаил Валерьевич не скучает по Москве. Чтобы обеспечить в столице достойный уровень жизни, говорит он, там надо работать на износ, находиться в постоянной гонке. Великий Новгород нравится ему размеренностью, уютной атмосферой. А самое главное — он занимается тем, что приносит ему радость, профессиональное удовлетворение.

РЕКЛАМА

Еще статьи

В музыкальном училище Виктор Бабанов преподавал балалайку и дирижирование.

Во власти рук поющих

Бабанов из оркестра имени Бабанова

04.09.2024 | Линия жизни

Татьяна Харьковская мечтает переиздать «Дневник матери».

Выход из временных трудностей

Новгородка Татьяна Харьковская написала книгу о своей борьбе за здоровье сына

29.11.2023 | Линия жизни

Ирина Иосип оставила творческую карьеру в Санкт-Петербурге и занялась административными и учебными делами Мошенской школы.

Хороша душа на Чувашевой Горе

Как руководитель фольклорного коллектива из Санкт-Петербурга стала директором сельской школы в Мошенском

01.11.2023 | Линия жизни

Любовь Антонова около дуба, которому почти 500 лет.

Личный интерес Любови Антоновой

Два десятилетия она посвятила изучению истории батецкого края

11.10.2023 | Линия жизни

Любовь Антонова – врач по профессии и краевед по зову души.

Блажен Блаженков

Тот, кто построил самый большой храм

04.10.2023 | Линия жизни

«В любом деле надо прежде всего оставаться человеком. И в городе, и на ферме, и в лесу. Всё ведь можно — и пилить, и охотиться. Даже нужно. Иначе деревья просто сгниют на корню. А волки так обнаглеют, что собак вместе с будками потащат — случалось и такое. Только всё нужно делать правильно».

Майор леса

Это Андрей Бунин, который считает, что всё должно быть правильно

20.09.2023 | Линия жизни

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 12.02.2025 года

РЕКЛАМА