Пятница, 26 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

Когда есть холст, кисти и краски

Самое важное для художника Александра Варенцова — оставаться искренним

14 июня в Центре современного искусства откроется выставка «Александр Варенцов: вчера и завтра». Приурочена она к юбилею мастера, которому в начале июля исполнится 70 лет.

Экспозиция составлена таким образом, чтобы внимательный читатель смог увидеть творческий путь заслуженного художника России: от самой первой серьёзной студенческой работы до произведений, экспонируемых на областных, региональных и республиканских выставках. Его картины в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта отличаются индивидуальной авторской стилистикой.

Самый лучший город на Земле

Впрочем, эту тему с подробностями лучше оставить искусствоведам. У «НВ» интерес другой: Александр ВАРЕНЦОВ для всех, кто его знает, — не только незаурядный художник-реалист, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, педагог, организатор, но и личность, отстаивающая до последнего свою позицию. Пожалуй, без неё Новгород был бы другим — многое бы потерял в том, что называется «культурно-художественная среда».

Варенцову удалось добиться создания факультета архитектуры и искусства в Новгородском государственном университете, Музея современного искусства в Десятинном монастыре. Он — первый руководитель детской художественной школы.

Наша встреча с художником, как и полагается, проходила в его мастерской. Для Варенцова это — не просто место, где возникает атмосфера творчества, рождаются картины, идёт поиск композиций и форм. В ней обустроены площади под классы и галерею, где выставляются работы его учеников.

Александр Алексеевич приглашает меня присесть в кресло, сам устраивается напротив. Рядом с ним — его супруга, художница Светлана АКИФЬЕВА, которая одновременно его муза и принципиальный критик.

Александр Варенцов родился в Калининской области, но разговор начинает со слов: «Я — коренный новгородец». Все предки по материнской линии Александра Алексеевича — исключительно новгородцы. Не без гордости он сообщил, что его прадедушка был регентом церкви в Витке.

Отец художника — военнослужащий, поэтому семья много ездила по стране. Когда в 1955-м году он демобилизовался, было решено вернуться в Новгород.

— Я ощущаю себя новгородцем, — говорит Александр Алексеевич. — После окончания Ленинградского педагогического института имени Герцена меня оставляли в нём преподавать. Но я от предложения отказался.

«Удивительно», — вырвалось у меня, а он продолжил:

— Из Новгорода испокон веков уезжают. А мне близки его освещение, природа. Наши иконы солнечные. Воздух напитан влагой, поэтому и цвет здесь более звучный. А в Питере он свинцово-серый. Я бывал в разных странах, но больше всего люблю писать в Новгородской области, которую практически всю изъездил.

Варенцов помнит, как отмечали 1110-летие Новгорода, со всей области приезжали хоры, и праздник становился по-настоящему народным. Люди отстроились после войны, и это прибавляло им радости.

Живопись его увлекла, когда он был ещё ребёнком. Однажды в Третьяковской галерее отец подвёл его к полотну Василия Верещагина «Апофеоз войны». И ему, маленькому мальчику, без лишних слов стало понятно, какой страшной она может быть. Отец, к слову, не был равнодушен к живописи, копировал известные картины. Вместе они часто посещали Русский музей и Эрмитаж.

Ключи от Никиты Мученика

Между тем в Новгороде не было ни кружков, ни студий, где дети могли бы развивать свои способности и навыки рисования. По словам Александра Варенцова, если они даже и открывались, то существовали недолго.

— С 11 лет я рисовал с натуры храмы, улочки города, — вспоминает он. — Иногда я встречал художников, которые приезжали писать Новгород. И эти моменты общения с ними вошли в мою жизнь как первые яркие события творческой жизни. В восьмом классе я занимался в студии при Доме народного творчества, располагалась она в церкви Никиты Мученика. Ключи от неё были у меня, поскольку я таскал дрова, топил там печку. У других желания хозяйствовать не было. Студия проработала всего три месяца. Ключ остался у меня, и я продолжал туда ходить, чтобы рисовать. Но в девятом классе его у меня всё-таки отобрали.

Надо сказать, рисование не было единственным увлечением у Саши Варенцова. Неожиданно для родителей, учителей и друзей он выбрал ещё и бокс. В мастерской Александра Алексеевича до сих пор хранятся старенькие боксёрские перчатки, которые он получил за победу в первом полусреднем весе на чемпионате области. Но бойцовский характер остался на всю жизнь.

— Я вообще-то не был драчуном. Был правильным мальчиком, который играл на пианино, рисовал, — улыбнулся он. — В секции бокса, которую организовал известный тренер Борис Михайлович Егоров, я оказался случайно, пришёл с группой одноклассников. Нас было человек пятнадцать. Практически сразу меня поставили против перворазрядника. Отколошматил он меня как следует, но я всё равно вернулся на занятия. На второй год из нашей компании в секции остались только двое.

В отличие от спорта, в художественном образовании у Варенцова наставника не было. Азы рисования и живописи он постигал самостоятельно. И всё же это обстоятельство не отпугнуло его от мечты стать студентом Академии художеств, знаменитой Репинки. Но на факультете живописи давали задание нарисовать живую голову. А этого он делать не умел, поэтому семнадцатилетний юноша рассудил так — он поступает на художественно-графический факультет институт имени Герцена, чтобы там подготовиться для экзаменов в Академию.

— Через год деканом нашего факультета стал Виктор Григорьевич Куценко, выдвинувший принципиально новую идею обучения студентов. Она заключалась в том, что будущие педагоги должны быть и профессиональными художниками. Он пригласил новых преподавателей. И как результат его преобразований — в отличие от Репинской академии и Мухинского училища, где шла узкая специализация, нам был предоставлен широкий диапазон подготовки. Изучались все виды графики, живописи, театральное искусство, декоративно-прикладное творчество. И когда нужно было отправляться на экзамен в Академию, я предпочёл не покидать пленэр, который проходил под Лугой, на институтской базе. Хотел рисовать дальше, — рассказывает Александр Варенцов, — учиться надо у природы, вглядываться в неё. А самое главное — быть искренним.

Первая в области

Пройдёт несколько лет, и уже он для своих учеников, воспитанников первой в области детской художественной школы, будет проводить занятия под открытым небом на летней практике. Именно ему в 1973 году доверят её создание. Что было в его распоряжении? Одобрение от городского управления культуры и собственные желание и настойчивость.

— Я считал, что школа должна быть в кремле, и стал искать там помещения. Осмотрел три стоящих за зданием музея особняка. В одном из них ещё жили людей, в другом — работали реставраторы, а в третьем, только что отремонтированном, располагалась музыкальная школа. Зашёл туда и обнаружил, что на первом этаже есть пара неиспользуемых комнат. Но как произошло наше туда вселение, уточнять не буду, — осёкся Александр Алексеевич, мол, не всё всем надо знать. Однако Светлана пояснила: супруг просто сменил замки на дверях. Случай авантюрный, но без такого самозахвата открытие школы затянулось бы надолго.

Он руководил школой 19 лет. В 1988 году Академией художеств СССР она была отмечена как одна из лучших в РСФСР. Но уже в эти годы он понимает, что школа нуждается в реорганизации, а само художественное образование должно стать непрерывным. Варенцов разработал программу «Школа — училище — вуз». Признался, для того и в депутаты городского Совета избирался, чтобы добиться отдельного здания для школы. Однако в какой-то момент, увидев, что его реформа наталкивается на непробиваемую стену, оставил попытки что-то изменить и вместе с ними школу…

В пространстве его мастерской царит атмосфера домашнего уюта, которой проникаешься с порога. В ней Светлана и Александр реализовывают свою педагогическую концепцию, которая основывается на их безусловной уверенности, что научить рисовать можно любого вне зависимости от возраста и первичных способностей. Раз она не подошла для государственной системы — организовали своё частное учреждение. Старшеклассников они готовят к поступлению на художественные отделения вузов. Проводят занятия с дошколятами, при этом родители не дожидаются их где-то за периметром аудитории, а тоже рисуют. А в рамках проекта «Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде», получившего президентский грант, учат детей из малых городов и посёлков.

— Помещение под мастерскую мы арендуем, поэтому находимся под чужой волей, — не скрывает Светлана. — Нас пугали: а если у вас его отберут? Но мы — реалисты не только в живописи, но и в жизни. Дилемма стоит перед многими: делать и жить полной жизнью или всё время перестраховываться. Но жить со связанными руками, наверное, хуже, чем тратить свои силы и ресурсы, которые, возможно, и не дадут желаемого результата. Я научилась у Александра Алексеевича не бояться, если что-то может не получиться. Всегда страшно, когда перед тобой белый холст, кисти и краски и нужно выразить идею. Да, ты — не Пикассо, не Леонардо да Винчи. Но если ты не начнёшь рисовать картину, то это будет малодушием.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Татьяна Харьковская мечтает переиздать «Дневник матери».

Выход из временных трудностей

Новгородка Татьяна Харьковская написала книгу о своей борьбе за здоровье сына

29.11.2023 | Линия жизни

Ирина Иосип оставила творческую карьеру в Санкт-Петербурге и занялась административными и учебными делами Мошенской школы.

Хороша душа на Чувашевой Горе

Как руководитель фольклорного коллектива из Санкт-Петербурга стала директором сельской школы в Мошенском

01.11.2023 | Линия жизни

Любовь Антонова около дуба, которому почти 500 лет.

Личный интерес Любови Антоновой

Два десятилетия она посвятила изучению истории батецкого края

11.10.2023 | Линия жизни

Любовь Антонова – врач по профессии и краевед по зову души.

Блажен Блаженков

Тот, кто построил самый большой храм

04.10.2023 | Линия жизни

«В любом деле надо прежде всего оставаться человеком. И в городе, и на ферме, и в лесу. Всё ведь можно — и пилить, и охотиться. Даже нужно. Иначе деревья просто сгниют на корню. А волки так обнаглеют, что собак вместе с будками потащат — случалось и такое. Только всё нужно делать правильно».

Майор леса

Это Андрей Бунин, который считает, что всё должно быть правильно

20.09.2023 | Линия жизни

Юлия Полуянова изучает и возрождает новгородскую роспись.

Рука мастера

Педагог из Великого Новгорода возрождает традиции новгородских росписей

13.09.2023 | Линия жизни

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года