Цветы превратили новгородского садовода в селекционера, известного всей стране
«Если бы вы видели, какую капусту я вырастил, вы бы перестали меня уговаривать…» — знаменитая фраза римского императора Диоклетиана очень точно описывает мироощущение новгородца Ивана ВАСИЛЬЕВА. Уроженец Псковщины, сменивший за долгую жизнь много профессий — от лесничества до заместителя директора в Новгородском НИИ радиокомпонентов, через всю свою жизнь пронёс трепетную любовь к цветам. «В детстве, помню, найду что-нибудь красивое и тащу домой — сажать», — смеётся добродушно.
На собственном небольшом дачном участке Иван Яковлевич выращивал ирисы и клематисы. Ещё в 80-х сделал первые шаги в селекции — выводил морозостойкие розы. Дело вроде бы пошло, но одна из слишком суровых зим полностью погубила все кусты. Увлекся выведением томатов — получал гибриды с особым, ярким вкусом.
Но настоящая любовь и призвание ждали Васильева впереди. И имя им — пионы. Только выйдя на пенсию, он посвятил себя этой культуре — посвятил целиком и полностью. Попытки скрещивать пионы начал в 10-х годах. С тех пор на всех популярных интернет-площадках пионоводов страны регулярно встречаются имя новгородского селекционера и выведенные им уникальные сорта.
Модная красота
Вторая половина октября. Казалось бы, дачные дела давным-давно завершены, но Васильеву не приходится сидеть сложа руки: «Дела идут круглый год». Вот и время на наш разговор пришлось отрывать от любимого хобби.
— Естественно, лучшее время года — май-июнь. Всё поёт, всё пахнет, невозможно не любить жизнь, но не удивляйтесь, ноябрь — пора не меньшей активности, — признаётся Иван Яковлевич. — У меня такая огромная переписка со всей страной и ближним зарубежьем, что по осени я редко ложусь хотя бы к часу ночи. Кто хочет что-то заказать, кому-то нужен совет, чьи-то планы требуют детального обсуждения. Я знаком с большинством коллекционеров России. За год получаю в среднем 3,5 тысячи писем.
— По жилищу вашему можно догадаться, что вы — заядлый цветовод-селекционер?
— Можно догадаться, что заядлый... Везде бардак. Всё время уходит на пионы, на остальное его не хватает.
Кстати, о времени. Селекция пионов — тот самый случай, когда скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. При самом удачном раскладе с момента посева семян до цветения пионов проходит 5–7 лет. Семена всходят через один-два года, а цветение наступает на четвёртый-пятый год. А ведь нужное семечко может и вовсе не получиться. Здесь и ответ на вопрос, почему выведением новых сортов пионов занимаются единицы энтузиастов.
На сегодняшний день в реестр пионов, составленный профессиональным сообществом, внесено семь сортов, созданных новгородцем Васильевым. Но селекционер уже сейчас готовит ещё несколько сортов, которые будут представлены широкой публике в следующем году. Если всё пойдёт по плану, разумеется.
— Тут ведь ни в коем случае нельзя торопиться. В первый год цветения смотришь, любуешься, фиксируешь. Выбираешь лучшие экземпляры, — рассказывает Иван Яковлевич. — К тому же у каждого — свои требования к цветам. Я планку стараюсь держать высоко. Потому что первые пионы посадил ещё с полвека назад. И всё это время следил за тенденциями, отмечал, что находится на пике популярности. На что есть спрос у любителей, у широкой публики.
Наши бабушки, к слову, привыкли к деревенским, крупным, махровым пионам. А люди более уточнённые, к примеру, живописцы, рассуждают: «Большой махровый цветок выглядит как пятно и только. А вот смотришь на японский пион, и глаз начинает работать — какая сердцевина, какие лепестки». Так в моду вошли японские пионы.
Вслед за ними любовь публики снискали пионы с необычной коралловой расцветкой. Ну а самое свежее и сложное направление в селекции — выведение жёлтых пионов с различными оттенками.
Новгородские оттенки
— Я когда вышел на пенсию, задумался, за какие направления в селекции пионов мне приняться. Ну и рискнул взяться за самое интересное — за то, чего в России ещё не было. Вы помните, у Высоцкого про чужую колею? Так вот я предпочитаю прокладывать свою, — поясняет Васильев. —
Поэтому я начал интересоваться ито-гибридами — это сорта, созданные путём скрещивания древовидных и травянистых пионов. Только некоторые селекционеры Японии, США и Германии научились их выводить. А в России ничего не выходило. Но у меня получилось. Первый отечественный ито-гибрид назван Господин Великий Новгород. Знаете, самому приятно, что здесь, на Новгородчине, это случилось.
Между прочим, местные названия — принципиальная позиция селекционера. Есть в его коллекции выведенные сорта с именами Волхова, Марфа Посадница, Шелонь, Валдайские колокола, Новгородское вече.
А буквально в сентябре широкой публике стал известен и ещё один новый сорт пиона, выведенный Иваном Яковлевичем, — Екатерина Волкова. Он назван именем одной из создательниц и руководительниц новгородского клуба цветоводов «Вдохновение», членом которого является и Васильев. Именной пион стал подарком на семидесятилетие. Весь следующий сезон цветок будет находиться под наблюдением. Но и первое цветение показало, что он отличается необычным кораллово-лососевым оттенком и весьма устойчив к новгородской переменчивой погоде.
— После того как пион Екатерина Волкова появился в Сети, у меня случился настоящий обвал: покажи, подари, вышли… — вспоминает селекционер. — А я теперь буду волноваться, как же он поведёт себя в следующем сезоне. Хотя ближайшее будущее будет богато и на другие сюрпризы…
Раскрывать подробности коллекционер-селекционер отказался — всему своё время. Намекнул лишь, что связана загадка с выведением перспективных и ультрамодных сегодня жёлтых пионов.
Город с ароматом лета
Сложно поверить, что свою грандиозную коллекцию, а сейчас у Васильева — около шести сотен сортов, Иван Яковлевич до недавнего времени содержал на стандартном дачном участке в пять соток. Три грядки — огород, остальное — пионы. Правда, в последние годы хозяйство всё же удалось расширить: по счастливой случайности удалось купить соседний участок.
— Коллекция должна жить, постоянно пополняться. К примеру, если новый сорт не обновлять, лет через восемь он может и потеряться. Особенно это касается гибридов. А куда излишки девать? Не выбрасывать же их, — улыбается пионовод.
Ежегодно прекрасные цветы Ивана Васильева составляют основу выставки пионов, проводимой клубом цветоводов «Вдохновение». Побывать на этом красочном показе и остаться равнодушным к совершенству цветов — невозможно. А ещё его пионы отправляются на городские площадки: большая клумба у Политехнического колледжа, садик при церкви Александра Невского в Григорове, территория областной больницы, сад Покровского собора…
— В сквере у Дворца культуры и молодёжи были отличные пионовые клумбы — полторы сотни кустов, из них около сотни — мои, — рассказывает селекционер. — Но сейчас там почти ничего нет. Люди растащили…
Впрочем, обиды на горожан в голосе Васильева как будто и не слышно: каждому — своё. Ему приятнее создавать и двигаться вперёд. Читать, изучать и строить планы в ближайшие холодные месяцы, а затем снова оживать, оттаивать и растить своих питомцев, чтобы получить в награду нежнейшие цветы с дурманящим ароматом начала лета.