Сельский учитель уверен, что профессиональные гены передаются по наследству
Сейчас в средней школе села Кончанско-Суворовское Боровичского района всего 46 детей, а в 1990-х учились около 150. Из восьми педагогов — трое из одной семьи, в прежние времена Васильевых было больше...
Выбор предопределён
— Здравствуйте, мои хорошие, — заходя в кабинет, привычно произносит учитель географии, биологии и классный руководитель выпускного класса Александр ВАСИЛЬЕВ.
Одиннадцатиклассники, а их в этом году четверо, своего наставника приветствуют с улыбкой. Про каждого из них Александр Евгеньевич знает почти всё. По секрету рассказывает, что одна девчушка, чтобы не сглазить, никому не говорит, куда будет поступать после школы. Выбор остальных таков: юриспруденция, лингвистика, компьютерные технологии.
— Я сам учился в этой же школе. В 6–7-м классе уже точно знал, что пойду по семейным стопам. У меня отец, дед, бабушка — учителя, — рассказывает Васильев. — Когда одноклассники ходили на танцы, в кино, я с радостью возился с малышней. И после школы поступил в Боровичское педагогическое училище, а потом продолжил учебу в Новгородском пединституте — по профилю биология и география. Отчего именно это направление? Во-первых, раньше биологию все деревенские ребята учили на примере своих огородных, садовых участков и скотных дворов. Во-вторых, мой отец по первому образованию был агрономом и азы доводил до нас не только с научной, но и с практической стороны. С географией, признаюсь, в школе не очень ладил, но в вузе она шла в паре с биологией, так что деваться было некуда. Но спасибо преподавателям, за годы студенчества привили мне любовь и к этой дисциплине, да так, что, приехав по распределению в свою же школу Кончанско-Суворовского, я себя больше географом ощущал нежели биологом.
— Папа не уговаривал меня продолжить династию, но и не отговаривал от преподавательства. И я своих детей тоже. До того как сын после учебы вернулся в село и устроился педагогом, я вел биологию, географию, технологию, физкультуру, ОБЖ — за два последних урока сейчас отвечает он. Дочка заканчивает педколледж — в 2018-м она показала хороший результат на чемпионате «Молодые профессионалы». В Кончанское, правда, не планирует возвращаться, нацелена на Великий Новгород, но работать хочет только в школе, — с гордостью за детей говорит Александр Евгеньевич.
И добавляет, что теперь как биолог он точно убежден и на примере своей семьи может доказать, что профессиональные гены передаются по наследству.
— Я ведь предпринимал попытку уйти из профессии. В начале 2000-х уволился и несколько лет работал водителем. Втянулся, мне стала нравиться жизнь на колесах. Но однажды позвонила завуч нашей школы, сказала, что нужен географ. Я было отказался, а она как бы между прочим заметила, что теперь закон позволяет учительствовать гражданам, не имеющим педагогического образования. Это меня задело, подумал, как же это так — допускать к урокам людей без знания методики преподавания и детской психологии. Вреда от их деятельности может быть больше, чем пользы. И вернулся в школу, — в подтверждение своей гипотезы о наследовании и приверженности профессии говорит Васильев.
Особенности национальной учёбы
К разговору присоединяется директор общеобразовательного учреждения Елена ПРОХОРОВА. Она сообщила, что в этом году нет 10 класса, а в следующем вообще не будет старшего звена:
— Думаю, ближайшая перспектива — это присоединение в качестве филиала сначала к более крупной сельской школе, а затем, возможно, и к городской. На родительских собраниях мамы и бабушки часто сетуют, что мало ребятишек в деревнях. Так ведь в этом отчасти мы — родители — и виноваты: не удержали повзрослевших детей, а то и сами настаивали на их переселении в города. Раньше ведь как было: сыновья женились, строили свои дома рядом с отцовскими, чтобы вся семья была постоянно вместе. В наше время подобное редкость. К слову, Васильевы как раз этой традиции придерживаются — Сергей Александрович с женой Ольгой по областной программе «Комплексное развитие сельских территорий» в этом году получили бюджетную субсидию и уже построили дом прямо напротив родительского.
Александр Евгеньевич подтверждает, что молодые скоро справят новоселье. Что до профессиональных успехов начинающих учителей, то о них пока говорить рано, хотя младший Васильев как физрук уже вовсю готовит ребят к различным соревнованиям.
Васильев старший как консерватор в профессии убежден, что технологии, мультимедийное оборудование должны быть лишь дополнительным приложением к учительскому рассказу, а не предлагаться взамен педагога. Что видеокамеры в классах, где дети сдают ЕГЭ, — это перебор. Он не согласен с обязательным с 2022 года экзаменом по иностранному языку — по его мнению, кому не обойтись без английского, немецкого, французского, китайского, тот его обязательно освоит. А вот по поводу обязательного ЕГЭ по истории ничего против не имеет. И был бы рад, если бы ввели для всех 11 классов ещё и экзамен по географии, а то приходится иногда в соцсетях читать, как школьники путают Волгоград с Калининградом, Владикавказ с Владивостоком...
* * *
Александр Евгеньевич, рассуждая о профессии, не романтизирует её. Признает: да, непросто с современными детьми. Однако ключик всё же можно подобрать к каждому ребенку.
— Молодые в педагогику идут неохотно, а уж в деревенских учебных организациях, многие из которых — малокомплектные, остаются работать только самые преданные делу. Видимо, я — один из них. При нагрузке в 26 часов в неделю моя заработная плата после вычета налогов — порядка 17 тысяч рублей. Но свою сельскую школу я не променяю на городскую — недавно отказался от предложения перейти на работу в Боровичи.