или Бурный жизненный поток Валерия Артемьева, который проверяет его на прочность
В Боровичах Валерий АРТЕМЬЕВ — человек известный и уважаемый. В прошлом подводник, он стал инициатором установки у моста Белелюбского мемориального комплекса «Защитникам морских рубежей России». В его туристической копилке — походы разной категорийности по воде, суше, горам, в творческой — четыре изданных сборника прозы и стихотворений, а также диск с морскими песнями в его исполнении, который разошёлся по судам всех российских флотов.
Телефонный номер Валерия Яковлевича я набрала 1 июня. После того как представилась и обозначила цель звонка, в трубке услышала: «Я только что из реки вышел — сплавлялся по бурной Мсте. Но против беседы ничего не имею, тем более что сегодня — День Северного флота России, на котором я и нес службу...».
По стопам отца
Артемьев — боровичский. Говорит, что 12 поколений его семьи жили на берегах Мсты.
— Я — дворянских кровей. До наших дней сохранилось здание в центре города, на Володарского, некогда принадлежавшее нашему роду. Я горжусь предками. Артемьевы всегда сражались за Родину: Русско-турецкая война, Первая мировая, Финская, дед во время Великой Отечественной воевал на Волховском фронте, во 2-й Ударной армии. Выжил, — начинает рассказ Валерий Яковлевич. — Отец застал конец войны на флоте — служил на подлодке «Щука». И тонул, и горел... Он не любил мне рассказывать о тех годах, да и не мог: поскольку был шифровальщиком, то подписывал документы о неразглашении информации.
Собеседник говорит, что ему с детства была интересна морская тема. Вспоминает, что когда было семь лет, отправился с друзьями в многодневный водный поход по озерам Валдайской возвышенности. За него, к слову, из рук министра культуры Советского Союза Екатерины Фурцевой получил значок «Турист СССР». Так вот, во время этого путешествия на всех стоянках Валера из коры деревьев делал кораблики и пускал их в свободное плавание.
— Мне хотелось быть не хуже отца: он был старшим матросом, значит, мне нужно было добиться большего. После школы закончил индустриальный техникум. А затем пришло время срочной службы. Выбор был между группой советских войск в Германии и флотом. Понятно, что я не колебался и отправился на три года в ВМФ. Потом остался на субмарине и на сверхсрочную. В общей сложности подводником отслужил 14 лет и 7 месяцев, за это время было 75 выходов в море, — продолжает вспоминать Валерий Яковлевич.
Лодка специального назначения
Он давно уже — военный пенсионер. Но признается, что каждую ночь ему снится подлодка, на которой он несёт вахту.
— Мне посчастливилось служить на субмарине специального назначения 667АК проекта «Аксон». У нас был самый плавающий на Северном флоте экипаж, и нам доверяли испытывать новейшие разработки. Например, боеголовки самонаведения, — делится воспоминаниями Валерий Яковлевич.
Главной заслугой командиров он считает то, что не было потерь в команде. Это достигалось постоянными, в жесточайших условиях, учениями. Да, было трудно, но зато в экстремальных ситуациях до автоматизма отработанные действия и навыки позволяли выполнить поставленную задачу и сохранить людей.
— Я — КИПовец, на мне был контроль за ядерным реактором. Тысячи приборов, в нюансах работы которых я разбирался, — говорит Артемьев.
По его мнению, в большинстве случаев гибели субмарин виноват человеческий фактор. По «Курску» Артемьев провел свое частное расследование, и то, что удалось узнать, подробно описал в одном из своих рассказов.
— Я не согласен с официальной версией гибели субмарины. Все те экспертные мнения, что публично звучали, рассматривали произошедшее с момента мощного взрыва. И никто не говорил о том, что ему предшествовало. И что был не один, а три взрыва. Но это — моя личная оценка, и я допускаю, что могу ошибаться, — рассуждает собеседник.
«Обещал семьям погибших боровичских моряков»
Артемьев старается поддерживать связь со всеми своими сослуживцами. Чтобы те не засиживались, не цепляли хворь под названием «тапочки — тахта — телевизор», он приглашает их в совместные туристические да поисково-строительные экспедиции по увековечиванию памяти погибших моряков.
— Боровичи дали России большое количество флотоводцев. И как-то в одном разговоре возникла идея создания памятника в честь служивших на флотах и отдавших жизни за страну. Потом, когда мы с товарищами начали её публично озвучивать, родственники павших стали просить не отказываться от этой идеи. Я пообещал довести дело до конца, — говорит Валерий Яковлевич.
Так как на гражданке он долгое время отработал в проектной мастерской, то со знанием дела подошел к разработке макета мемориала «Защитникам морских рубежей России».
— Не случайно выбрано место у моста Белелюбского — вид на воду и на собор. Не случаен якорь как главная константа. За основу взяты, как и положено, три цвета. В мае прошлого года мы открыли памятный комплекс, но продолжили работы по завершению проекта, — не без гордости заявляет Артемьев.
При этом он отметил, что чиновники не очень-то торопились дать добро этому благому начинанию: на общественных слушаниях, когда обсуждались проект и место установки, звучало мнение, что если разрешить морякам поставить мемориальный объект, то же самое захотят сделать летчики, танкисты... и что всем потребуется помощь, в том числе финансовая, а денег в бюджете мало.
— Общая стоимость проекта — около 2 млн рублей, из которых бюджетных нет вообще: жители Боровичей да спонсоры собрали порядка 300 тыс. рублей, остальное — моряки из разных регионов России. Все строительные работы делали собственными руками. Надеялись, что в этом году к 9 Мая успеем дополнить комплекс тремя флагштоками из нержавеющей стали и обелиском боровичанам-флотоводцам. Но коронавирус немного сместил график. Плиты с именами установим в сентябре, в дни празднования 250-летия Боровичей, — подытожил Валерий Яковлевич.
* * *
В августе у Артемьева — юбилей. Но он не чувствует себя на свои 60 лет. Готовится, если лето выдастся засушливым, сделать себе подарок — произвести раскопки на дне Мсты, где прежде водолазы обнаружили скопление затонувших в XVIII веке барок, одна из которых доставляла в Санкт-Петербург судовые якоря. Если удастся их идентифицировать, это позволит сделать полнее историю Российского флота.