Какие основные знания давал детям Народный учитель СССР Валентин Иванов. И почему во время уроков он никогда не сидел на стуле
Народному учителю СССР, Почётному гражданину Боровичей Валентину ИВАНОВУ — 84 года. Школе в своих родных Перелучах он отдал более 50 лет. Но и сейчас почти каждый день заходит к детям и педагогам — и просто узнать, как дела, и помочь ребятам, если надо, с физикой и математикой...
Горноразработчик, он же учитель
Вся жизнь Валентина Алексеевича прошла в Перелучах. В 1941-м ему было четыре года. Отец ушёл на фронт, и вскоре семья получила похоронку. Сестрёнка умерла. И остались они с мамой вдвоём.
— Время было тяжёлое, голодное. Но я старался прилежно учиться. После окончания семилетки встал вопрос, какую специальность получать. Тогда в Боровичах было три учреждения профобразования. Мама рассудила, что в медицинское училище мне нет смысла идти, поскольку крови боюсь, в горно-керамический техникум — тоже, так как там направления подготовки для физически крепких ребят, а я из-за нехватки питания худющий, хиленький был. В общем, отнёс документы в педагогическое училище. Но в итоге оказался всё же в горном — родственник-фронтовик убедил, что нужна мужская профессия, которая всегда прокормит, — вспоминает Валентин Алексеевич.
Когда в Перелучах шло возведение здания новой школы, Валентин Иванов с представителями власти объездил весь район в поисках лучших конструктивных решений помещений. В результате школа может похвастать большим спортивным залом, высоким и тёплым подвалом, актовым залом с великолепной акустикой, просторными лаборантскими.
Говорит, что в техникуме получил очень хорошие знания по всем техническим и точным предметам — и в теории, и на практике, закончил обучение с отличием, получив диплом разработчика полезных ископаемых. И готовился потом поступать в Ленинграде в политехнический институт, но забрали в армию.
— Два года отслужил, в 1958 году вернулся. Понятно, что по моей специальности в Боровичском районе работу было сложно найти. Решил попытать счастья в городе на Неве — в Метрострое, — продолжает собеседник. — Поехал туда к родственникам, которые обещали помочь с трудоустройством. Пока ждал решения вопроса, много гулял по улочкам, площадям, набережным. И как-то попалось на глаза объявление, что ведётся набор на заочное отделение в Герценовском педагогическом институте. Подумал, а может, всё же судьба мне быть учителем — теперь я и профиль знал: физика. Позвонил в Перелучи — директор нашей сельской школы сразу предложил место лаборанта и ещё проводить с детьми занятия по электротехнике — был тогда такой урок. Я, конечно, согласился и поступил в педагогический вуз.
В 1990-е годы как профсоюзный деятель Валентин Алексеевич Иванов решил помочь ребятам создать музыкальную группу. Ему удалось уговорить один из боровичских ДК передать сельской школе комплект ударных и клавишных инструментов, электрогитары. И ансамбль был организован.
Самый сложный предмет
Иванов говорит, что техникум дал ему большой объём информации по математике, геометрии, тригонометрии, черчению, всем разделам физики, а в герценовском институте научили, как найти подход к детям, как заинтересовать школьников сложными предметами, учитывая их возрастные и психологические особенности.
Валентин Алексеевич вспоминает, что некоторым ученикам, особенно девочкам, физика давалась нелегко, как они про этот урок, как про самый трудный говорили.
— Я тоже считаю, что физика — сложный предмет. Но только если не знать математики, если же подружиться с алгеброй, то и с физическими задачами проблем не будет. Поэтому я много лет, кроме физики и астрономии, вёл ещё и математику, — рассказывает Народный учитель СССР.
И добавляет, что никогда не понимал коллег, которые весь урок могут просидеть за преподавательским столом. У себя в кабинете у него вообще не было стула — все занятия только стоя, потому что, и в этом педагог убеждён, только так можно найти контакт с ребятами, почувствовать их энергетику, понять, действительно ли они усвоили материал или просто зазубрили, и нужно ли с ними дополнительно позаниматься.
— У девчонок физика почему ещё тяжело шла, потому что эта дисциплина, кроме математических подсчётов, требует понимания, как в реальности работают те или иные правила. А кроме как на практике это узнать невозможно. С мальчишками же мы многие законы именно так и закрепляли. Когда строили новое здание нашей сельской школы, мы с пацанами сами придумали и собрали прибор, который показывал отклонения от нормы электронапряжения. И таким образом «прозвонили» от потолка до пола все стены, куда рабочие проводку спрятали. И да, находили «тонкие места», которые, если бы мы сами их правильно не переделали, вскорости после сдачи объекта в эксплуатацию дали бы о себе знать, — приводит примеры педагог. — В новом кабинете физики запустили автоматизированный механизм затемнения шторами окон, тумблер включения-выключения света, по всем классам и коридорам проложили радиосеть, и долгое время в школе вещала своя радиостанция.
Валентин Иванов и на пенсии не оставляет свою педагогическую работу — бесплатно готовит старше-классников к экзаменам по физике и математике.
Валентин Алексеевич говорит, что современные дети, из-за того что сами ничего не конструируют, руками приборы не собирают, мало что понимают даже в элементарных правилах обращения с электротехникой.
— Раньше экзамен по физике был для всех школьников обязательным, поэтому к предмету относились серьёзно. В старших классах в расписании значилось четыре урока в неделю, сейчас только два, а темы и их объём для изучения остались прежними. О чем это говорит? О том, что сейчас качественно дети вряд ли могут освоить все модули, — рассуждает опытный специалист образования. — Прежде мы работали по единому учебнику, разделы в котором продумывались ведущими учеными, как физиками, так и педагогами, до каждой задачи, до каждого правила, и их изложение обязательно давалось с учётом возрастной психологии. Сейчас же литературы для занятий — масса, каждый автор в своей логике выстраивает параграфы, которые, бывает, нарушают общую последовательность изучения тем.
* * *
Валентин Алексеевич, несмотря на то, что уже более 10 лет назад ушёл из школы на заслуженный отдых, и на пенсии не оставляет свою педагогическую работу — бесплатно, как и всегда это делал, готовит старшеклассников к экзаменам по физике и математике.
Он активный пользователь Интернета — в Сети ищет информацию о детском творчестве, следит за новыми методиками преподавания и материалами, которые, с его точки зрения, будут полезны учащимся, интересующимся научно-техническими направлениями. Так, буквально на днях отнёс в школу только что вышедшие тренировочные тесты по физике.
Признаётся, что каждый раз, прежде чем передать педагогам Перелучской школы, сам прорешивает задания из новых задачников и экзаменационных подборок. Говорит, что и в свои 84 года справляется со всеми вариантами. И смеясь, добавляет: значит, законы физики точно усвоил хорошо. Что и следовало доказать.