Суббота, 27 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Алина Бериашвили

Любовь и немного денег

Автор проекта «Любогорье» уверен, что Красное поле можно превратить из болота в тематический парк

Автор проекта «Любогорье» уверен, что Красное поле можно превратить из болота в тематический парк

Ему предлагали снять розовые очки, а он всё равно видел на месте глухого любытинского леса современный горнолыжный курорт. Сменяющие друг друга главы района недоверчиво качали головами, журналисты открыто утверждали, что это сказки, а бизнесмены не спешили вкладывать деньги в его идею. До тех пор, пока зимний мираж не стал осязаемым.

Впрочем, по словам нашего героя, предпринимателя Александра МУНТЯНА, «Любогорье» — дело сделанное. Сегодня он работает над новым туристическим проектом уже на окраине Великого Новгорода. Забегая вперёд, можно сказать, что новая идея Александра Мунтяна звучит немногим более реалистично, чем когда-то «Любогорье». Впрочем, сомневаться в его способностях журналисты уже пробовали...

— Александр Фёдорович, наша рубрика «Мое дело» предполагает, что мы будем рассказывать не только о бизнес-проектах, но и о человеке, их реализовывающем. Когда я готовилась к интервью с вами, стала гуглить, кто же такой Александр Мунтян. И знаете, ничего не нашла, вы — «тёмная лошадка».

— Нет, я «лошадка светлая»! Просто я не любитель много о себе рассказывать, особенно в социальных сетях. Когда я служил в ракетных войсках, у меня на каждом устройстве было написано: «Внимание! Враг подслушивает!».

— Знаю, что у вас были реализованы проекты и в Европе, и в Китае, однако в Новгородской области прежде всего на слуху «Любогорье». Как так получилось, что лес в 190 километрах от областного центра удалось превратить в успешный горнолыжный курорт?

— Ну, не я один об этом думал — в регионе есть давно работающий горнолыжный курорт «Мстинские горки». И тем не менее с карандашом и калькулятором я подсчитал, что у нас нет сектора активного туризма и отдыха. Поэтому туристы едут мимо, и область доходов от них не получает. В Великом Новгороде отличный музей-заповедник, который благодаря энергии своего директора покрывает не только музейную, но и некоторую часть туристической деятельности. Но при этом еще сохраняется путаница в понятиях музейной и туристической деятельности.

— Вы долго шли к своему проекту?

— Изучение опыта европейских курортов и подготовка к строительству заняли у меня несколько лет. В это время я, конечно, занимался и другими вопросами: производством светодиодов, поддерживал клуб картинга, был председателем общественной организации «Новгородский Яхт-клуб». Почти три года мы с партнерами искали подходящее место в Новгородской области, а потом был сложный путь превращения леса в курорт.

— Это было бы похоже на фантазию, не будь это правдой.

— Мне запомнились слова одного вашего коллеги. Когда мы пригласили журналистов в Любытино и в тридцатиградусный мороз разговаривали на поляне в лесу, трудно было даже представить себе в этом месте курорт. Один из журналистов потом написал, что «стоял на полянке Мунтян, и изо рта у него вырывалось облачко пара и таяло, так же, как и его мечты».

Тогда многие говорили, что я в розовых очках хожу. На самом деле секрет успеха лишь в том, что надо любить свое дело и хорошо в нём разбираться.

— Вы романтик?

— А что такое романтик? Человек, мечтающий и умеющий реализовывать свои мечты? Тогда да, я романтик.

После строительства нового курорта Любытино ещё больше стало похоже на маленькую Швейцарию

— Так много уже сказано о мечтах и любви к своему делу, наверное, пора вспомнить и о деньгах.

— Деньги — это не единственная и не первостепенная цель. Если человек не понимает, что деньги не главное, то и переубеждать его нет смысла.

— Так какую цель вы ставили перед собой?

— Мне было интересно реализовать этот проект. Он правильный.

— С каким бюджетом вы начинали?

— Вы опять про деньги! С ничтожным. Порядка 10 миллионов рублей. Для такого проекта это очень мало. Но если хочешь что-то сделать, надо просто начинать и делать. Деньги — это такой продукт, который сам ищет хорошую идею.

— Это вновь похоже на мистику.

— Нет, и это знают многие предприниматели. В мире денег больше, чем стоящих идей. История знает много случаев, когда люди, имея деньги, не добивались ничего, и наоборот, когда, не имея денег, они совершали невозможное. Компания Apple тому хороший пример.

— И Генри Форд.

— Форд однажды сказал, что люди склонны видеть только конечную точку успеха, а через сколько ты прошел проблем и неудач на этом пути, они не знают. Меня в свое время эта фраза сильно вдохновила.

— Вы потерпели много неудач?

— Проект курорта «Любогорье» был достигнут колоссальным напряжением сил. До остервенения там работала вся команда, не только я. Когда в 2014–2015 годах проект запускался, евро вместо 42 рублей стал стоить больше 70 рублей. Все бизнес-планы полетели к черту. Потому что для устройства горнолыжного курорта необходимо подъемное оборудование, нужна техника по уходу за горнолыжными склонами, горнолыжное снаряжение — всё это не выпускается в нашей стране. Начался экономический кризис, оборвались надежды на софинансирование со стороны государства. В какой-то момент мне пришлось взять кредит в банке под 27% годовых. Но зимой 2014–2015 года мы всё же запустились. Мастер-план проекта предполагал, что в «Любогорье» будут вовлечены другие инвесторы. В конце концов проект заинтересовал Вячеслава Малафеева. Это значительно ускорило ход работ.

— Вы планируете и дальше работать в нише активного туризма?

— Да, это интересное направление. У людей меняется вектор отдыха — они больше не хотят лежать на пляже, а стремятся к активному отдыху. Это мировая тенденция. Сейчас у меня в работе находится проект тематического парка «Красное поле». Он возник как развитие проекта стоянки для караванеров. Караванинг — это путешествие с проживанием в автодомах или автоприцепах. Уже некоторое время администрация Великого Новгорода обсуждает вопрос о том, что такая стоянка городу необходима. Я со своей командой нашёл несколько мест, пригодных для её организации. Одно из самых подходящих расположено рядом с Красным полем при въезде в город со стороны Москвы. Было бы хорошо, чтобы стоянка находилась в организованном пространстве, которое можно там создать.

— Но ведь Красное поле — особо охраняемая территория, где ничего нельзя строить.

— Ключевое слово — строить. Планируется, что стоянка разместится на улице Щитной на уже существующей площадке. Также на этой территории возможно создание военно-патриотического музея под открытым небом. Для всего остального — нужно перезонирование.

— Вы думаете, это возможно?

— Есть хороший пример — в Витославлицах перезонирование было необходимо для организации парковки. И разрешение на него было выдано в течение месяца.

— Что помимо стоянки и музея вы планируете сделать на этой территории?

— Обычные вещи для активного отдыха. Это лесопарковая зона — там люди ходят, гуляют, бегают, катаются на лыжах и коньках. Часть территории можно использовать для создания верёвочных парков, современных детских площадок, водная территория пригодна для проката лодок и рыбной ловли. Также вал Окольного города создает хорошую акустическую зону для проведения концертов. Ландшафт позволяет проводить там различные спортивные мероприятия и праздники. К сожалению, эта территория частично заболочена, но это поправимо.

— Звучит здорово, но есть ли у вас уже какие-то договоренности о передаче этой территории вам в аренду?

— Переговоры идут пока довольно позитивно, город заинтересован. Но я хочу услышать отклик и от жителей города, интересен ли им подобный парк. Если негативных откликов будет много, то и преодолевать такой барьер ни к чему.

Средняя стоимость строительства таких парков от 80 до 120 долларов из расчета на одного посетителя. Я опираюсь пока на собственные ресурсы, но помню и о возможной господдержке.

— Судя по всему, этот проект далеко не сразу начнёт приносить доход.

— Да, это не быстрые деньги. Но мне это интересно. Я живут тут. Хочу, чтобы в моем родном городе были места, где можно активно и интересно провести время. Надо сформировать пространство, где люди будут признательны за полученные эмоции и услуги. Проект хорошо вписывается в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории Великого Новгорода».

— Но, как и в случае с «Любогорьем», звучит немного фантастически. Да ещё и печальная история с парком Юности сразу приходит на ум.

— Вы напрасно ставите такую низкую планку нашему городу.

— Успехов вам, Александр Фёдорович, от всего сердца.

Фото из архива Александра Мунтяна


 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Цифровой паспорт для панамки

Цифровой паспорт для панамки

Для новгородских предпринимателей открылся Центр поддержки системы маркировки «Честный знак»

17.12.2025 | Моё дело

Из трофея в произведение

Из трофея в произведение

Чем кандидата биологических наук Александра Порохова из Великого Новгорода покорили бобры и… таксидермия

19.11.2025 | Моё дело

Новгородский Крым

Новгородский Крым

У себя на участке фермер Дмитрий Богачёв выращивает виноград, лаванду и острый перец

08.10.2025 | Моё дело

Бизнес-план её жизни

Бизнес-план её жизни

О том, как новгородский бухгалтер стала волотовским цветоводом и фермером

24.09.2025 | Моё дело

Шахматный «Талант»

Шахматный «Талант»

Дария Клецко из Боровичей на средства соцконтракта реализует проект «Детский шахматный клуб «Талант»

24.09.2025 | Моё дело

Дорогу осилит бегущий

Дорогу осилит бегущий

Новгородский тренер занимается бегом с подопечными из Благовещенска, Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга и Омска

10.09.2025 | Моё дело