Среда, 24 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Призрак оперы

Кому нужны выборы — «медведям» или «быкам»?

В конце января крупнейшие наши социологические центры (ВЦИОМ, ФОМ и Левада-центр) провели опросы общественного мнения. Результаты ошеломили: рейтинг «Единой России» во всех трех ипостасях превышал 50%, а у Левада-центра достиг 65%, если б выборы довелось проводить в январе.

Конечно, любой опрос — это всего лишь сумма мнений примерно 1500—2000 граждан многомиллионной страны (примерно около 0,00001% населения РФ). Однако ВЦИОМ подстраховался: 16—17 января провел опрос на предмет доверия граждан опросам. Оказалось, что 70% верят. То есть влияние статистики на умонастроения россиян очевидно.

Запрос на оппозицию

Что же делать? Прогноз об оглушительном успехе единороссов на предстоящих 18 сентября выборах, с одной стороны, объективен, а с другой — может ударить по явке. Если сторонники «ЕР», успокоенные благоприятным расположением звезд, к урнам не пойдут, это даст шанс оппозиции увеличить относительное представительство в Госдуме, и не исключено, что в региональных парламентах — тоже. Вряд ли оппозиции удастся принципиально изменить расстановку сил. Однако дестабилизация позиций «медведей» сегодня — цель их противников.

Например, политтехнолог «Бакстер групп» Дмитрий Гусев, работающий с 2014 года в Правительстве Москвы, убежден, что «целью оппозиции станет политическая эрозия на нижних региональных уровнях». А кроме того, «думская оппозиция попытается бить федеральное правительство и поддерживать президента», добавляет он, имея в виду, естественно, выборы в Госдуму. Проще говоря: будет добиваться раскола как на федеральном, так и на местном уровнях власти.

Известный в Новгородской области политолог Политической экспертной группы (Москва) Константин КАЛАЧЕВ, размышляя на сей счет, высказался менее эмоционально:

— Существует ли запрос на оппозицию? Очевидно, если есть население, не согласное с нынешним курсом, значит, запрос есть. Но спрос не рождает предложение. Я абсолютно уверен, что для оппозиции возможности открываются на местном, региональном уровне. Наши партии, в том числе и парламентские, за исключением «ЕР», отталкиваются от федеральной тематики. Проникновение на муниципальный уровень либо нулевое, либо минимальное. В чем главная проблема оппозиционных и малых партий? Незнание специфики региона, неспособность работать в регионах, неумение заниматься рекрутингом. Способности отвечать на вызовы и угрозы, способности к обновлению, к работе с местной повесткой, с региональной отсутствуют. Может, потому что не очень хочется выигрывать на муниципальном или региональном уровне. Проще проигрывать и кричать, что выборы нечестные, все куплены и так далее.

А в итоге ВЦИОМ предложил активной общественности проект под названием «Первый в России электоральный прогнозный рынок». В чем его суть? «Каждый участник при регистрации получает некоторую сумму виртуальных денег и некоторое количество акций каждой партии, — поясняют придумщики. — Далее его задача — максимально увеличить свой капитал, предсказывая поведение других участников рынка. Купить дешевле и продать дороже».

В итоге получилась биржевая игра с присущими ей спекуляциями и манипуляциями. Скажем, по опросу ВЦИОМ от 24 июля ЛДПР получит на выборах 11% голосов, а «Справедливая Россия» — 6%, а по данным электорального рынка — соответственно 10,9 и 10,3%. Для сравнения: по данным Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) у ЛДПР будет 8,2%, у «СР» — 3,9%. Как говорится, почувствуйте разницу. А точнее: отличайте игру от исследований...

В чем цель? С этим сложнее... Пожалуй, взбудоражить общественность. Ведь ни один опрос и ни один эксперт не дает тем же эсерам такой процент на выборах — 10,9.

КПРФ second hand*

Выводы экспертов ЦЭПР тоже весьма жестки по отношению к противникам «ЕР»: «Рейтинг «Единой России» не зашкаливает (он меньше 50%), то есть лакуна в политическом пространстве существует, но она не заполняется оппозиционными партиями. Это свидетельствует о востребованности независимых и новых (обновленных) политических сил, запросе на альтернативу, который не реализуется существующими оппозиционными партиями, и что это, вероятнее всего, скажется при голосовании и по спискам, и в одномандатных округах».

Способна ли взять на себя миссию обновленца КПРФ? Никаких признаков тому не находится. По сути зюгановцы те же, что и 20 лет назад. Только постарели, остепенились и как мантру повторяют знакомые заклинания. Вот вам цитата из Геннадия Зюганова образца 2016: «Праймериз «Единой России» еще раз показал готовность партии власти к административному и информационному давлению. К игре в выборы, а не конструктивному диалогу и честному соперничеству, к чему мы призывали и призываем сегодня».

Каким же диалогам и соперничеству могли мешать праймериз? Лидер КПРФ об этом не сказал. А что он подразумевал под административным давлением? Наверное, приглашение, которое получили от единороссов все беспартийные граждане страны, участвовать в праймериз. Но ведь приглашение — не приказание.

Да, оппозиционеры несколько оживились, когда «медведи» начали подготовку к праймериз. Пользуясь биржевой терминологией (пусть и формально), они, как полагается «медведям», играют при понижении: в стране — кризис, санкции не отменяют, экономические реформы не разогнать и т.д. И единороссы призвали здоровые силы взяться вместе вытащить «бегемота из болота».

«Быкам» харизма велит играть при повышении, то есть когда экономика в плюсе. А как быть в нынешних условиях? Критиковать власть легко. Предложить свою программу выхода из кризиса? Это сложно, ответственно, рискованно.

В 1996 году (до президентских выборов) мне довелось побывать на встрече с Борисом Ельциным и даже задать ему довольно наивный вопрос: «Почему вы не вступаете в полемику с Зюгановым, который на публике очень активен?». Памяти заслуживает ответ: «Так ему же работать не нужно».

Вот и с началом работы «ЕР» по праймериз Интернет и СМИ запестрели скептическими, а то и вовсе брехливыми комментариями. Но, согласитесь, хаять работающих — занятие не продуктивное. На определенном этапе оно дает висты. Если же из года в год повторяется только это, электорат привыкает и перестает обращать внимание. Но инстинкт непреодолим.

Уточню, что «Единой России» и ВЦИОМ, и ЦЭПР дают сейчас соответственно 44 и 44,1% голосов на предстоящих выборах, а КПРФ — 10 и 10,5%. То есть — второе место.

А еще соглашусь с пассажем Зюганова об информационном «давлении». Не заметить праймериз, игнорировать его было невозможно. И те же коммунисты, эсеры, яблочники вынужденно взяли на вооружение некоторые приемы праймериз. Например, «Яблоко» тоже пригласило к себе всех, кто разделяет их взгляды на демократию. Правда, в отличие от «ЕР» не оговаривает, что приглашенный должен быть беспартийным. Формально «Я» готово создать межпартийный блок (с кем угодно, была бы от партнера клятва, что он такой же, как и они), который запрещен на выборах с 2005 года.

Ба! Знакомые всё лица!

Но вернемся к КПРФ. Общеобластной список на выборы возглавил лидер регионального отделения 68-летний Валерий Гайдым. В первой тройке с ним — депутат Думы Великого Новгорода Ольга Ефимова и депутат областной Думы Вячеслав Степанов. В списке — 48 человек. Плюс кандидаты от коммунистической партии будут бороться за места в думе в 14 одномандатных округах из 16. Как отмечают в пресс-службе отделения, Валерий Гайдым предупредил соратников об опасности со стороны «партии-спойлера, копирующей КПРФ, в том числе в партийном бренде и названии, на 90%». Партию не назвал, но понятно, о ком речь. На мой взгляд, предостережение дежурное. Спойлеры являются на свет незадолго до выборов, а эти уже действуют более пяти лет. Но никогда не станут бройлерами.

Вопрос: «Прибавит в весе КПРФ-оригинал?». Стремление не угадывается и тут. В Госдуму по одномандатному избирательному округу № 134, охватывающему Новгородскую область, КПРФ двинула никому не известного 40-летнего предпринимателя Андрея Шустрова, как его представляет сайт КПРФ, умалчивая, что он еще и депутат Савинского сельского поселения. Как предприниматель он известен по ООО «Ново» (общестроительные работы).

В региональной группе № 29 у КПРФ от Новгородской области никого из знаковых фигур нет. Там нас представляет глава Неболчского сельского поселения Любытинского района 57-летний Павел Ермилов. Достойный человек, но политик... малоизвестный. В Госдуму он баллотировался (тоже по региональному партсписку) еще в 2007 году. Однако прошел не туда, а в администрацию сельского поселения.

Таким образом, за пять лет (как минимум) новгородский филиал КПРФ не воспитал ни одного публичного политика. В противном случае мы увидели бы их имена прежде всего в партийных списках на голосование. Разве что Шустров? Он отметился 20 марта тем, что «взял под личный контроль проблемы школы» в деревне Лаврово Демянского района (там «разрушается кирпичная кладка фасада»). Шустров обратился за разъяснениями в департамент образования... Больше симптомов личного контроля не выявлено. Иначе сайт КПРФ сообщил бы об этом...

Примечательно и то, что на встрече с журналистами 1 августа Валерий Гайдым ничего не сказал о предвыборной программе КПРФ. Ограничился протокольными выпадами о нарезке округов, «как им (единороссам. — Г.Р.) выгодно», о том, что выборы проходят «практически в летнее время. Кто выиграет от этого?», о кризисе, который, в первую очередь, бьет по трудящимся... реальные доходы новгородцев падают, у людей растёт протестное настроение. Потому предстоящие выборы не порождают у людей надежду». И всё? Нет! «Коммунисты сдаваться не намерены», — обещал Гайдым.

Не могу не привести также слова о кандидатах. Как отметил Валерий Федорович, «в их числе большое количество молодёжи, в том числе до 30 лет. При этом каждый из них — уже опытный политический боец, имеющий свою специальность: это и педагоги, и врачи, и предприниматели, и представители крестьянства». Как профессии врача или учителя способствуют накоплению политического опыта и совершенствованию бойцовских качеств? Спикер КПРФ это не разъяснил.

(Продолжение следует)
В следующей статье будут рассмотрены шансы и притязания партий «третьего выбора» — ЛДПР и «Справедливой России». Да, эсеры позиционируют себя как партию второго выбора, то есть вслед за «медведями». Но эта оценка устарела на пять лет. Уже в 2011 году они проиграли коммунистам более 30% голосов (12,6 млн. против 8,7 млн.).

Фото с сайта belive.ru
____________________________________
*Second hand (англ.) — вторая рука — бывшее в употреблении имущество.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Для многодетных семей введены дополнительные меры поддержки по оплате услуг ЖКХ.

Три, четыре, пять…

На заседании Новгородской областной Думы 18 апреля депутаты расширили меры поддержки для многодетных семей.

24.04.2024 | Политика

Юрий Бобрышев: «Людям могут понравиться слова, но оценивать они будут по делам».

Со статусом «народный»

В чём состоит главный закон для тех, кто сам пишет законы

24.04.2024 | Политика

Глава региона оценил продукцию стекольного завода.

Районные перспективы

На ремонт дорог в Малой Вишере выделят дополнительные средства

17.04.2024 | Политика

В думском ли комитете или в качестве профсоюзного работника Станислав Геннадьевич занимается защитой гражданских интересов.

Есть что показать гостям

Депутат областной Думы рассказал о регионе, общении с избирателями и публичных дискуссиях

17.04.2024 | Политика

«Неинтересно стоять на одном месте»

Как аграрий Денис Павлюк совмещает работу депутата в областной Думе и руководство крупным фермерским хозяйством

10.04.2024 | Политика

Приоритетные направления

Президент Владимир Путин дал ряд поручений по поддержке семей с детьми

03.04.2024 | Политика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года