Сегодня вторник, 18 июня 2019 года

Газета издавалась с 1838 года по 1918 год.
Издание возобновлено 29 декабря 1990 года.

Редакция

Via est vita*

Дорожная отрасль нашей экономики — это и сегодня terra incognita без конца и края

Дорожная отрасль нашей экономики — это и сегодня terra incognita без конца и края

Реформирование дорожной отрасли стало ключевой темой заседания правительства

Древние римляне сумели завоевать мир во многом благодаря строительству хороших дорог. Американский президент Франклин Д. Рузвельт выбрал главным направлением выхода страны из кризиса дорожное строительство. И примеров тому в истории немало.

Если не преодолеть кризис инфраструктуры, на полноценное развитие региона рассчитывать не приходится. Такой посыл можно было увидеть в мартовском заседании областного правительства, заданный врио губернатора Андреем НИКИТИНЫМ.

Километры поверяются рублями

О перспективах на 2017 год сообщила вице-губернатор Валентина ЗАХАРКИНА. У нас 14 920 км дорог, в том числе 402 км — федеральные. Наша забота — региональные и межмуниципальные дороги (8422 км) и местные (6096 км). 64% местных дорог — грунтовые. Кроме того, на территории области 479 мостов и путепроводов, 49% из них находится в не-удовлетворительном состоянии.

А дорожный фонд на этот год — порядка 2,5 млрд. рублей. На содержание дорог предназначено 934,2 млн. рублей (8,9% от норматива), на капитальный ремонт — 359 млн. рублей (1,6% от норматива), на строительство и реконструкцию — 175 млн. рублей. Субсидия муниципалитетам — 426,2 млн. рублей. Дополнительно к ранее назначенному 110 млн. рублей получит Великий Новгород и 101,1 млн. рублей — Старая Русса. На безопасность уйдет 28,6 млн. рублей, на долги 1,6 млн., остальное — это налоги и содержание «Новгородавтодора».

Для улучшения ситуации в дорожной отрасли Валентина Захаркина предложила несколько мер. Первая: усилить входной контроль за использованием материалов, поскольку в 2016 году только четыре муниципалитета заключали договоры на проведение контроля качества ремонта и строительства дорожного полотна аттестованными лабораториями, а в 2017-м — пока ни одного.

Вторая: нужно внедрять современные материалы, такие, как никофлок и экостабл.

Третья: весовой контроль в районах сейчас практически на нуле, нужно его ввести на все 100% там, где есть специальное оборудование.

Четвертая: создание областной подпрограммы по восстановлению мостов, на которую использовать средства от штрафов за нарушение ПДД и весового контроля и от платных услуг «Новгородавтодора».

Целесообразным для пополнения дорожного фонда Валентина Захаркина назвала и освобождение региональных и местных дорог от налога на имущество. А если удвоить объем работ, то можно рассчитывать на дополнительные федеральные средства...

Базис для дорожной революции

В качестве содокладчиков выступили эксперты федерального уровня, что и неудивительно, ведь Андрей Никитин возглавлял Агентство стратегических инициатив. Первым с продолжительным докладом под девизом древних римлян «Via est vita» («Дорога — это жизнь») на трибуну вышел генеральный директор ООО «Автодор-инжиниринг» Сергей ИЛИОПОЛОВ. Смысл его сугубо профессиональной речи — как повысить эффективность расходов на дорожную отрасль, особенно в тех регионах, где со средствами туго.

Содокладчик назвал три основных условия — системность в подходе, комплексность решений и нормативное регулирование. Особое внимание он обратил на водно-тепловой режим, про который дорожники постоянно «забывают», отчего «дорожная одежда не может работать в штатном режиме».

Сергей Илиополов рассказал о технологиях и нормативах, разработанных госкомпанией, которые можно использовать в Новгородской области. Причем упор в докладе был сделан на нижние слои дороги, которые меняют при капитальном ремонте. Если делать это, хватает на 30 лет! Как в Германии! Потому что качество дорожного полотна на 80% обусловлено нижними слоями! А на верхний — искать хороший битум....

По поводу мостов также был дан совет — иметь автоматизированную информационно-аналитическую систему, причем ее каркас можно взять у госкомпании, чтобы не тратить средства. В целом же «Автодор» разработал 42 стандарта, которыми можно воспользоваться. Даже изобретен уникальный прибор, оптимизирующий состав материалов с точки зрения долговечности.

В итоге слушатели, прежде всего главы муниципалитетов, должны были проникнуться мыслью, что использование устаревших технологий вынуждает подрядчиков применять морально устаревшую строительную технику, что негативно сказывается на эффективности дорожного строительства. Значит, пришло время новых решений...

Дорожники работают даже красиво, а на выходе — как всегда

Совет хорошо, а дело лучше

Глава региона Андрей Никитин по итогам обсуждения, в котором приняли участие и главы районов, и депутаты, предложил воспроизвести предложенный опыт в том объеме, в котором позволяет ресурс. Причем, по его мнению, дело не только в размере дорожного фонда, но и в том, что и как «мы будем делать за эти деньги». Следовательно, нужен системный подход.

— То, что сегодня происходит, не укладывается ни в какие рамки, — заявил Андрей Никитин. — У нас крайне неправильная организация дорожного хозяйства. Асфальт укладывают в дождь, по дороге в Боровичи мы видели, как с нарушением всех нормативов делается ямочный ремонт.

Он разделил задачу по модернизации дорожного хозяйства области на три составные. Начать нужно с плана первоочередных действий, который прежде всего должен включать 100-процентный контроль качества того, что делают подрядчики, в том числе — общественный контроль. В ряде регионов существуют программы «Активный гражданин», подобную систему надо создать и в Новгородской области, «чтобы люди могли, увидев нарушения, сфотографировать их и сообщить нам».

Безусловно, убежден губернатор, необходим личный контроль со стороны руководства области и со стороны глав муниципалитетов. «Если кто-то проедет мимо балбесов, которые делают на дороге непонятно что, я не скажу за это спасибо», — уточнил Андрей Никитин.

Он также предложил минимизировать участие посредников, «присосавшихся к дорожной отрасли», поэтому попросил и федеральные структуры, особенно антимонопольную службу, подключиться к дорожной теме, чтобы «выжигать каленым железом псевдоподрядчиков, не имеющих нормальной техники и достаточного уровня компетентности».

Второе — область будет вырабатывать новые подходы к проведению ремонтов. Поскольку уже начался сезон дорожных работ, придется, добавил Андрей Никитин, управлять сферой пока в ручном режиме: системные изменения так быстро не происходят. Но параллельно — выстраивать системный подход. Для этого в апреле будет заключено расширенное соглашение с «Рос-автодором». Это позволит самим не разрабатывать нормативы, не тратить на них бюджетные деньги.

— Нельзя бесконечно заниматься латанием — это бессмысленно. Пока будем делать меньше, но лучше, — подытожил Андрей Никитин. — Считаю своей первоочередной задачей не допустить бессмысленных трат бюджетных денег на «разовый» ремонт. Тема дорог будет приоритетом моей работы в 2017 году. И на следующий год мы должны выйти с совершенно другими подходами.

Между властью и бизнесом

Когда бизнес-омбудсмен Юрий МИХАЙЛОВ шел к трибуне, чтобы отчитаться о работе за 2016 год, Андрей Никитин заметил, что задача эта непростая — балансировать между властью и бизнесом. Но, судя по отчету, с задачей Юрий Михайлов справился.

В 2016 году поступило 845 обращений — это в два раза больше, чем в 2015-м. Правда, обращались в основном в устной форме. Боязнью ли последствий объясняется такой формат или он более эффективный, омбудсмен не уточнил.

Среди 50 жалоб половина оказалась обоснованной, решались проблемы в том числе и с помощью прокуратуры и суда. Одна из проблем — огромные задолженности в оплате государственных и муниципальных заказов. Кроме того, проведенный опрос среди новгородских предпринимателей показал: 60% из них считают, что за год административная нагрузка выросла. На это Андрей Никитин дал поручение вице-губернатору Веронике МИНИНОЙ вместе с омбудсменом представить предложения о снижении административного давления на предпринимательство.

Переселение продолжится

Как доложила руководитель департамента по ЖКХ и ТЭКу Ирина НИКОЛАЕВА, с 2013 года до 1 марта 2017 года в регионе переселены 2640 человек (с площади 47 тыс. кв. м). Это 90% от плана (речь о домах, поставленных на учет до 1 января 2012 года). Для переселения граждан построено 82 многоквартирных, полностью благоустроенных дома. В 15 муниципалитетах, включая Великий Новгород, программа по переселению из аварийного и ветхого жилья выполнена полностью.

В Боровичах задачу должны решить до 1 мая, в Старой Руссе — до 1 августа, а в Чудовском и Шимском районах — во втором квартале этого года. Также до осени предстоит ликвидировать строительные дефекты в уже сданных домах.

Андрей Никитин уточнил, что федеральная программа, скорее всего, будет продлена, во всяком случае, она внесена в повестку заседания Госсовета при Президенте РФ. В рабочую группу по подготовке этого заседания вошла вице-губернатор Валентина Захаркина. После 2012 года в список на очередь попали в Новгородской области еще 179 аварийных домов.


_____________________
* Via est vita (лат.) — Дорога — это жизнь.

Фото Владимира Малыгина

РЕКЛАМА

Рекомендуемое

Еще статьи

Владимир Путин, глава Сбербанка Герман Греф и директор «Школы 21»  Светлана Инфимовская во время посещения учебных аудиторий

Алгоритм для интеллекта

Россия должна стать технологическим первопроходцем

12.06.2019 / Политика

Глава региона: из повестки недели

Главным событием минувшей недели стал Петербургский международный экономический форум

12.06.2019 / Политика

«Социальный навигатор» на первом этапе будет реализован в 10 пилотных регионах

В атмосфере любви и заботы

Президент России Владимир ПУТИН поддерживает проект «Социальный навигатор»

05.06.2019 / Политика

Штрихкод избирателя

Новгородцы, живущие в Москве, смогут голосовать на цифровых участках

05.06.2019 / Политика

Показатель зрелости общества

Президент РФ видит её в социальной поддержке инвалидов

29.05.2019 / Политика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 12.06.2019 года
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА