Из выступления губернатора Новгородской области Андрея Никитина на заседании верхней палаты российского парламента
Глава региона Андрей НИКИТИН принял участие в парламентских слушаниях, на которых обсуждались параметры проекта федерального бюджета на 2020 год и два последующих плановых года. Заседание прошло в Москве под руководством председателя Совета Федерации ФС РФ Валентины МАТВИЕНКО.
В своём выступлении глава региона обозначил проблемы, с которыми сталкивается наша область при реализации национальных проектов.
— Нацпроекты для нас — большой шаг вперёд. Тем более что их реализация в регионе должна была практически полностью финансироваться из федерального бюджета. Предполагалось, что Новгородская область будет выделять на реализацию лишь 3% от общего объёма финансирования. По факту же мы вкладываем до 48%. Если перевести в деньги, то это дополнительная нагрузка на региональный бюджет в 587 миллионов рублей. Это те средства, которые вынужденно не пошли на ранее запланированные социальные проекты, — сообщил Андрей Никитин.
Губернатор подчеркнул, что на федеральном уровне необходимо внимательнее относиться к расчёту субсидий на сбалансированность бюджетов. Увеличение процента софинансирования национальных проектов со стороны регионов лишает субъекты собственных доходов, которые нужны в том числе для ремонтов образовательных учреждений, выделения жилья детям-сиротам и на другие мероприятия.
— Также сегодня отсутствует распределение федеральных субсидий на весь период реализации нацпроектов. До сих пор существенная их часть приходит на один год. К примеру, в таких направлениях, как формирование городской среды, мелиорация земель, поддержка МСП. Коллеги, для того, чтобы достигать реальных результатов, нужно планировать долгосрочно, — сказал Андрей Никитин.
Губернатор поблагодарил Минфин и Минэкономразвития за помощь в оптимизации бюджетных расходов и повышении доходов региона.
— Мы эту работу провели и получили результат. Однако отдельные федеральные органы власти продолжают выпускать нормативные акты, которые увеличивают региональные расходы, не учитывая нашу позицию. Так, появился приказ Минтруда России, в котором утверждены нормативы введения штатных единиц по должности «сиделка». Региону для этого нужны дополнительные 123,8 миллиона рублей. Коллеги, неужели мы сами на месте не разберёмся, сколько нужно сиделок, чтобы добиться целей проекта. Это не нужно регулировать приказом из Москвы. Те же ситуации происходят в других правительственных ведомствах. По нашим расчётам, общий объём расходов регионального бюджета, вызванный принятием новых федеральных нормативных актов, в 2020 году составит 470 миллионов рублей, — доложил Андрей Никитин с трибуны Совета Федерации.
Валентина Матвиенко признала справедливыми замечания губернатора Новгородской области, заметив, что если из-за непродуманных действий федеральных ведомств на регионы ложится дополнительная финансовая нагрузка, нужно ставить министерских чиновников в определённые рамки.
Юрий БОБРЫШЕВ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ от Новгородской области:
— С проблемами, которые были озвучены Андреем Никитиным на парламентских слушаниях в Совете Федерации, я сталкивался, будучи мэром Великого Новгорода. Мэры административных центров регионов остро чувствуют проблемы взаимоотношения бюджетов федерального и регионального, в частности, нехватку финансирования из госказны и неравномерность распределения между субъектами РФ. Также важно отметить, что часто причиной срыва сроков строительства социально значимых объектов за счёт федеральных денег является несвоевременное их поступление на баланс региона.
В конце сентября я принял участие в Собрании фракции «Единая Россия» в Госдуме на тему «Вопросы межбюджетных отношений и параметры бюджета 2020–2022 годов». Председатель российского парламента Вячеслав Володин в своём выступлении отметил, что, по данным Минфина, разрыв между бюджетообеспеченными и малообеспеченными регионами составляет между десятью первыми и десятью последними семь раз. Правда, благодаря работе, проводимой Министерством финансов по сбалансированности, этот разрыв сокращается до трёх раз. Но это средние показатели по стране.