Пятница, 29 марта 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Она вернулась

Даже Марфа Посадница теперь навещает Новгород из Москвы

Накануне Дня города в областном центре была открыта выставка «Шаг в историю», на которой представлены произведения русских художников второй половины XIX — начала XX веков из собрания Государственной Третьяковской галереи и Новгородского музея-заповедника.

Собственно, московская картина только одна. Но какая! На родине русской демократии демонстрируется историческое полотно Клавдия Лебедева «Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча». Что ни говори, а второй поход войска московского великого князя Ивана III на мятежный Новгород (1477–1478 годы) — крупная историческая веха. Соответственно, и полотно у Лебедева немаленькое — 250,6х409,8 см.

В Сети уже зафиксировали «привоз уничтожения» на «праздник города». Можно и поиронизировать — само же в руки идет. Всё это только слова. А дело сделано. Более 540 лет как. Уж и самой картине Клавдия Васильевича немало — ровно 130 лет. Притом картина несколько десятилетий пролежала в фондах галереи и только в прошлом году по завершении масштабной реставрации была представлена в ГТГ на обозрение публике. Чем не подарок?

И вот — первый картинный визит «Марфы» в Великий Новгород. Звенел колокол. Звучали вдохновенные слова: «Не страшись угроз Иоанновых, когда сердце твое пылает любовью к Отечеству и святым уставам его!». Отрывок-монолог из спектакля по Карамзину прочла народная артистка России, актриса Театра драмы им. Ф.М. Достоевского Татьяна Каратаева.

Прочтем и мы, из Карамзина же. «Лучше погибнуть от руки Иоанновой, нежели спастись от вашей» — это ответ «последней гражданки Новгорода» на предложение помощи от Польши.

Новгородский историк Сергей ТРОЯНОВСКИЙ полагает, что всё же «выбор в XVI веке стоял не между деспотией и демократией, а между Иваном III и королем Казимиром». Таким образом, Марфа Борецкая предстает фигурой, «препятствовавшей общерусскому единству».

Но стоит подойти к картине и... Волею художника она, эта женщина, вызывает сочувствие, даже симпатию. Одинокая и неколебимая среди разыгрывающейся у нее на глазах драмы, исход которой уже совершенно ясен. И столько же в ней стойкости, как в башне вечевой, что за спиною Марфы.

«И воздвигнут ей памятник вместо дыбы» — это из эпиграфа аннотации к картине Александра Литовченко «Боярыня Морозова». А будто про Борецкую. В выставочном зале они рядом — боярыня и посадница. Хороший ход. Вообще, экспозиция хорошо «сшита». Эти нити тянутся от картины к картине — связь тематическая, авторски личностная и т.д.

— Изначально была идея показать только «Марфу Борецкую», такое практикуется — выставка одной картины, — рассказывает заместитель генерального директора НГОМЗ Олеся РУДЬ. — Но ведь выставка — это возможность по-иному показать имеющееся собрание. Как раз связав их композиционно.

Поскольку это удалось, «Шаг в историю» — наш, зрительский. Вроде немного представлено работ, а получается объемный образ прошлого. Тут и драма истории, и мирный патриархальный быт (например, «Базар у крепостной стены» Ивана Горюшкина), и времена совсем уж укромные — былинные («Гусляры» Виктора Васнецова), и... Ну как в Новгороде, да еще к празднику, без царя-батюшки нашего Грозного?

Между тем картину Петра Добрынина «Иван Грозный осматривает роспись палат» некоторым образом роднит с полотном Клавдия Лебедева то, что она тоже — недавно «из починки». Возможно, посетитель, скользнув взглядом, не поймет, что тут особенного. Надо царю, вот и осматривает он палаты эти. А вот как излагает сюжет куратор выставки искусствовед Ирина ВАСИЛЬЕВА: «У этой яркой, орнаментальной картины — глубокий смысл. Ключ к пониманию — изображения второго плана, представляющие ситуацию нравственного перепутья. Окно — как путь света. Александровская слобода, откуда есть пошла опричнина...».

Чтобы закончить на оптимистической ноте, предлагаем в дополнение более жизнерадостный сюжет — 14 июня в Музее изобразительных искусств откроется совместная с Пушкинским музеем выставка, приуроченная к 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Инфографика Ирины ДЕНИСЕНКО

Дорога новых возможностей

В издании «Ведомости» вышла авторская колонка губернатора Андрея НИКИТИНА, посвящённая строительству высокоскоростной же...

27.03.2024 | Регион

Организаторы исторической викторины вручили главе семьи Слуцких ключи от квартиры.

Знания плюс удача

В исторической викторине, посвящённой 80-летию освобождения Новгорода и новгородской земли от немецко-фашистских захватч...

20.03.2024 | Регион

Парки, скверы, красота

В регионе идёт голосование за объекты, которые будут благоустроены в 2025 году

20.03.2024 | Регион

Чем живут районы

Фермер Казым Казымов стал победителем регионального отбора «Агростартап» среди КФХ, индивидуальных предпринимателей и гр...

20.03.2024 | Регион

Андрей Никитин рассказал парламентариям о наиболее значимых переменах в каждом муниципалитете.

Командный зачёт

Андрей Никитин рассказал парламентариям о работе правительства в 2023 году

13.03.2024 | Регион

На скульптуре медведя в Ильинском парке дети смогут попробовать себя в качестве скалолазов. Визуализация Центра развития городской среды Новгородской области

Будет крутецки

История Сольцов оживёт в Ильинском парке

13.03.2024 | Регион

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.03.2024 года