В Великом Новгороде с 6 по 8 сентября прошёл третий Всероссийский слёт операторов боевых беспилотников
Одно из ключевых мероприятий российского беспилотия было организовано в формате проектно-образовательного интенсива «Архипелаг» и состояло из двух частей — теоретической и практической. В мероприятиях «Дронницы-2024» приняло участие более 1600 человек. Первые два дня слёта прошли в формате лекций и дискуссий с участием представителей отрасли беспилотных авиационных систем и профессионального сообщества. Третий день был посвящен практическим демонстрациям и показательным испытаниям отечественных решений в отрасли военных беспилотных систем, включая проверку характеристик изделий в условиях, приближенных к боевым.
Универсальное оружие
Слёт операторов боевых беспилотников уже стал знаковым событием нашего тревожного времени — времени СВО.
— «Дронница» — сегодня главное событие, объединяющее сферу военного беспилотия, людей, которые четко понимают, что они собираются для победы. Наш слёт объединяет и производителей, и операторов, и военные учебные заведения. Это место развития отрасли беспилотной авиации с конкретной военной целью, — сказал глава оргкомитета слёта и руководитель Координационного центра помощи Новороссии (КЦПН) Александр Любимов.
Организаторы и участники слёта на протяжении всех трех лет, как он проводится в Великом Новгороде, отмечают, что боевые беспилотники, став новым, ранее неизвестным или как минимум серьезно недооцененным оружием, изменили лицо современной войны. И они продолжают его менять, постоянно совершенствуясь как технологически, так и в тактике применения. Эти изменения нуждаются в серьезном осмыслении, структуризации и выработке передовой стратегии развития, чтобы не только не отстать от нашего врага, но и системно превзойти его.
От технологий – к организации
Слёт 2024 года в своей философии стремится менять вектор развития российского боевого беспилотия — и не столько в техническом плане, сколько в области организации производства и внедрения.
— Когда мы начинали «Дронницу», мы проводили её как волонтеры с девизом «Все наши — это мы». Но сейчас мы уперлись в потолок возможностей волонтерства, — отмечает генеральный директор НПЦ «Ушкуйник» и один из организаторов слёта Алексей Чадаев. — Волонтерский стиль имеет один минус: он не тиражируется и не масштабируется. Главный вывод по итогам прошлой «Дронницы»: важность перехода от технических решений к организационным, поиск формы партнерства с госсистемой. Сейчас в зале — представители гражданских министерств, фондов, правительств. И наш вопрос звучит иначе: «Как организовать уже не только внедрение разработок в войска, но и как организовать производство?» И не только производство. На примере БПЛА «Князь Вандал Новгородский», который очень хорошо себя зарекомендовал на фронте, я убедился: никакое изделие не является продуктом само по себе. Продукт — это изделие плюс производство и сервисная оболочка с ремонтом, апгрейдом, обучением, техподдержкой. Производители должны понимать: даже сделав изделие и запустив его в серию, нужно еще решить задачу внедрения. При разработке новой техники главное — не сама техника, а тактика её применения. Инженер будет до бесконечности улучшать ТТХ, но главный в этом процессе — не инженер, а военный командир, который скажет, что ему нужно для решения задачи.
Знание как путь к победе
За три года «Дронница» прошла большой путь собственной эволюции и максимально гибко и эффективно менялась, встраиваясь во фронтовую жизнь — боевую и объективную. Первая «Дронница», прошедшая в августе 2022 года, подняла вопрос о необходимости применения БПЛА на фронте и накопления боевого опыта. На второй — обсуждались вопросы массированного применения БПЛА, создания специальных беспилотных и антибеспилотных подразделений. Обе прошедших «Дронницы» дали результат, благодаря которому врагу стало заметно хуже. В 2024 году слёт определяет главные темы — управление и систематизацию знаний в области беспилотия.
— Системы, в том числе вооруженные дронами, могут и, видимо, должны также проектироваться под задачи и тактику. А когда она перестает быть эффективной, то должны меняться и оргструктуры вместе с ней. И технологии нужно делать сразу под тактику, — говорит Александр Любимов.
— К «моменту превосходства» надо быть готовым. Чтобы в тот момент, когда качества изделия будут доказаны, его можно было быстро развернуть и сразу же массированно применить. Пока оно имеет превосходство над противником. Тот же «Князь Вандал Новгородский» мог бы переломить ситуацию на фронте, если бы туда сразу же пошли не сотни, а тысячи этих изделий, — продолжает Алексей Чадаев.
Инициатива для инициативных
В работе «Дронницы» приняло участие около ста разработчиков различных изделий и технологий в области БПЛА и борьбы с ними. Было представлено много средств радиоэлектронной разведки, радиоэлектронной борьбы, связи, а также беспилотники разных типов. Что и как из представленного должно иметь развитие, финансовую и производственную поддержку? На этот вопрос отвечали в проведенной на слёте мастерской Национальной технологической инициативы.
Здесь участникам «Дронницы» рассказали о мерах поддержки для команд, разработчиков, стартапов и компаний. Представители НТИ рассказали о грантах и возможностях развития производства БАС с помощью субсидий и механизмов вхождения инвестора в капитал компании, о модели работы Фонда НТИ в части поддержки компаний отрасли БАС, о работе с венчурными фондами НТИ, о субсидиарной поддержке компаний.
Так, на меры поддержки компаний-резидентов НПЦ могут претендовать стартапы и компании, которые занимаются разработкой прототипов БАС, их комплектующих и компонентов, разработкой опытных образцов и серийным производством. В зависимости от стадии проекта он может получить от 30 до 300 млн рублей. В стране на данный момент работает уже 10 НПЦ БАС, теперь и новгородский НПЦ «Ушкуйник».
Поддерживать будут абсолютно разные технологические решения. Как признаются сами организаторы мастерской, особенно на данный момент востребованы разработки в области кинетических средств поражения, дроны-перехватчики, устройства для увеличения дальности связи, ретрансляции сигнала и автономной навигации.
Представители Фонда НТИ также подробно рассказали о возможностях, которые предоставляются разработчикам при участии в технологических конкурсах, в частности об условиях стартовавшего конкурса «Экспедиция». Призовой фонд конкурса составляет 270 млн руб. И уже на испытаниях, которые пройдут в ноябре в Ставропольском крае, участники разыграют 30 млн рублей. По условиям конкурса необходимо представить беспилотную авиационную систему взлетной массой до 30 кг, которая может находить объекты на поверхности и под поверхностью земли, в том числе под водой: металл, дерево, керамику, пластик, камень, кости, окаменелости, композиты и прочие материалы.
В первый день за консультациями обратилось порядка 35 участников слёта. В основном их интересовали вопросы участия в конкурсах НТИ, подготовки необходимых документов по мерам поддержки резидентов научно-производственных центров (НПЦ) беспилотных авиационных систем (БАС), взаимодействия с Минобороны и другими силовыми структурами.
* * *
Какие же главные выводы о дне сегодняшнем и дне завтрашнем российского беспилотия сделали участники слёта?
Безусловно, о необходимости создания центров внедрения БПЛА. Война – это не только техника, но и тактика. Учить надо не только тех, кто применяет БПЛА в бою, но и командиров. Проектировать и производить устройства под конкретные задачи. Иметь возможность апгрейда и испытаний здесь же, на фронте. Взаимодействовать без посредников — технологический партнер подразделения и компания-интегратор работают напрямую. Это позволяет быстро развернуть применение и обеспечить апгрейд и сервисное обслуживание технических систем.
И абсолютно важную вещь для достижения превосходства и победы высказал Александр Любимов:
— Для этого нам нужно организовать выпуск средств производства БПЛА в России. А уже затем переходить к импортозамещению элементной базы. Без этого настоящей массовости производства и применения не достичь.
Теги: Великий Новгород, Дронница, БПЛА