Деревня Лякова стала культурной столицей старообрядцев
— Так, значит, не всё потеряно?
Я даже остановился. Интересно стало, что ещё вот этот пожилой мужчина спросит у молодого учёного, только что прочитавшего лекцию о крепкой семье. Да, собственно, ничего. Просто хорошо человеку так думать. А был ли хоть кто-нибудь сомневающийся на многолюдном фестивале старообрядческой культуры в деревне Лякова?
Ничего ещё не потеряно. Даже сотовая связь. Правда, её тут и не было. Надо кого найти — ищи. Иные и сами найдутся. Фестиваль всё известнее, популярнее. А ведь только четвёртый. Давно ли в этой крестецкой деревне открывали «Староверческое подворье» в размер избы? Теперь-то — другие масштабы.
И вот выходит нынче на сцену председатель Союза старообрядческих общин Эстонии Павел ВАРУНИН и объявляет Лякову культурной столицей.
— Это общее решение актива, — объясняет он. — У нас же демократия. Мне выпала честь озвучить.
Культурная старообрядческая столица — переходящий статус. Вот с прошлого воскресенья время для Ляковы и пошло. Одним фестивалем не отделается, должно быть в календаре что-то ещё. И что? Привычное же дело.
Задаваться нельзя — единоверцы живо спустят с небес. Вон как уральцы про Москву-то говорят: «А это где? Две тысячи километров? Ой, глухомань!»
А у самих-то в их Кержакистане (этногруппа старообрядцев такая — кержаки) — порядочки: «На Урал идёшь обутый, а с Урала босиком». Кстати, даже не частушка, а барабушка, она же наговорочка.
И чего только не наговорят! Например, при выступлении нижнетагильского ансамбля «Соловейка» между песен прозвучал такой сказ. Повёз мужик сено с болота, но перегрузил воз, он и опрокинулся. Ну, мужик — подымать. С молитвой, конечно. Богородица не помогла, Никола не смог, а вот как Сорок мучеников призвал, дело-то и поправилось. «Вот орава так орава! — обрадовался мужик. — Молодцы ребята-великомученики».
Если не на слуху крестьянский старообрядческий фольклор, то и неожиданно покажется. Вольность же. А что, старообрядцы — не русские люди? Ещё как!
Пошёл я за бесплатным: возле баньки парень взвар разливает.
— Сам делал?
— Всю ночь ягоды собирал, с медведем дрался.
— Ты его не слишком?
— Мишку-то? Не-а. Порты вот сушу, — кивнул на шнур с бельём, натянутый у бани.
Весельчак! И взвар — что хорошо, то хорошо. И гуща тутошняя — как не отведать? Каждый уважающий себя зритель подходил в очередь. Детишки — те не всегда. Так сколько развлечений! Я б и сам — так тянуло на «гигантские шаги». У нас во дворе была такая «карусель» на собственном ходу. Почему сейчас таких не делают? Молодцы ребята-староверы. Если аттракцион ещё стоит, дайте знать, приеду в своей возрастной группе покатаюсь. Я там один уже, наверное.
В Лякове каждый мог найти что-то по себе. Фестиваль похож на старинный дуб. Он всем хорош — раскидист ещё и зелен. Только не обнять. Одних только познавательных лекций — с десяток или больше. Тут и музыкальная археология, и лубок, и сельские погосты, и ткачество, и…
Стоп! У нас же Год семьи. И что там насчёт семьи и рода, к примеру, у староверов Усть-Цильмы?
— Ульяна, скажи, что такое Усть-Цильма? — Денис ЕРМОЛИН, научный сотрудник кунсткамеры и одновременно — председатель Ламповской старообрядческой общины, подзывает дочь.
Уле годика четыре, как мне показалось.
— Это такое село со староверами, — бодро отвечает она. — И ещё там каждый год проходит крестный ход, и я в нём участвую.
В этом местечке в Республике Коми — родовое гнездо Дениса. Там жила бабушка, которая учила его читать, брала на службы. И вот так, за ручку, и к вере привела.
Что такое крепкая старообрядческая семья? Да вот они сами — Денис с супругой Екатериной и тремя детишками.
— Всё просто, — говорит Екатерина. — Любовь, взаимоуважение и вера — это же хорошо, что она у нас общая.
Всё просто. И говорит мне об этом уже екатеринбуржец Вячеслав ПЕЧНЯК, этнолог, научный сотрудник музея.
— Не надо никаких скрепных слов. Очень часто это только слова. Мы здесь, потому что нам нравится. Мы ездим в фольклорные экспедиции, потому что нам это нужно. Если песни, которые мы исполняем, затронут кого-то ещё — прекрасно. Собираются же, сидят, слушают. А где ещё они такое услышат? Говорят, что фольклор никогда уже не будет массовым. И вообще это умирающий вид. Был такой собиратель народных песен Максимов, выпустивший в 1820-е годы сборник. Он там в предисловии сокрушается, что нечего стало записывать, поют одну рекрутчину. Прошло 200 лет, а мы всё ещё что-то записываем.
Тем временем со сцены уже доносится: «А нам пора отсюдова». Не знаю, кто — может, Луга, может, Питер, может, и свои, но как-то нас музыкально закругляют. Так ведь только до следующего раза.
Ничего не потеряно. Всё только начинается. Самый короткий отзыв о фестивале я услышал от знакомого старообрядческого священника: «Слава Богу!»
Теги: Лякова, Крестцы, фестиваль старообрядчества